Презентация Методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста


ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»МЕТОДИКАРАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Учим детей рассказывать»учитель-логопед Кривощапова Л. О.Тамбов Связная речь — развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание , состоящее из ряда логически связанных предложений. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Формирование диалогического высказывания:беседа;ролевые игры («Магазин», «Больница», «Почта» и т.д.);обучение постановке вопросов:Приёмы: «Разговор по телефону»;«Маленький учитель»; работа с закрытой картинкой;интервьюирование «Мой репортаж»;семейное ток-шоу Формирование монологического высказывания:Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:1) обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;2) обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д. Схема обучения пересказу:1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие текста детьми.2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом .3. Беседа по содержанию. 4. Третье чтение текста.В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.5. Работа с планом:а) предлагается готовый план – в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими отрывками (частями) текста;б) план составляется по ходу беседы по содержанию текста в соответствии со смысловыми отрывками произведения:выделяется главная мысль каждой части и оформляется фразой, возможны, даже желательны разные варианты, которые обсуждаются с детьми, затем отбирается наиболее удачный вариант пункта плана;в) картинный план внутренний речевой план высказывания помогут создать вспомогательные средства: при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы. Пересказ рассказа по опорным картинкамЦель: учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат предметные картинки или отдельные сюжетные картины.  Прочитайте ребёнку рассказ, сопровождая чтение показом картинок к данному тексту. Картинки выкладываются сверху вниз одна под другой. Количество предъявленных карточек будет соответствовать количеству предложений в тексте: Предложите пересказать прочитанный рассказ.Ребёнок на деле убедится, что пересказать даже короткий текст не так уж просто. Предложите ему попробовать пересказывать с помощью предметных или схематических картинок. Поясните, что в рассказе всегда задана определенная последовательность событий, которую необходимо сохранить при повторении текста, для тренировки в этом помогут предложенные картинки. Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки. Наполнение картинно-графической схемы для описания фруктов Наполнение картинно-графической схемы для описания посуды Наполнение картинно-графической схемы для описания времён года Составление рассказа по серии сюжетных картинЦель: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.Рассмотрите с ребёнком серию сюжетных картин. Предложите ему ответить на вопросы по содержанию предложенных картинок. Вопросы к рассказу:Куда пошёл мальчик Алёша? - Кого он увидел? - Где сидела белка? - Что Алёша кинул в белку? - Зачем Алёша кинул кепку? - Где осталась кепка? - Почему? - За что она зацепилась? - Кто проходил мимо? - Кто полез на дерево? - Кто достал кепку? - Что сказал Саша? - Почему Алёша сам себя наказал? - Как Алёша поступил? - Можно обижать животных? Упражнения:В продолжение работы над составлением рассказа предложите ребёнку1) составить цепочку предложений:— по опорным глаголам:пошёл — увидел — кинул — заплакал;проходил — полез — достал — сказал. — по начальному предложению и опорным вопросам.Петя кинул в белку — Что? — Куда?Проходили школьники. — Где? — Как их звали? Кепка повисла — Где? - Почему?Саша полез на дерево. - Зачем? - Для кого?Саша отдал кепку. - Кому? - с какими словами? 2) пересказать рассказ целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.Образец рассказа: «Как Алёша хотел белку испугать»  Один раз пошёл мальчик Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники, Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»  Составление рассказа по одной сюжетной картине Цель: Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображение на которой события — конечный результат действия.Рассмотрите с ребёнком сюжетную картину. Предложите ему ответить на вопросы по содержанию предложенной картины.Вопросы к сюжетной картине:Когда это было? - Где это случилось? - С кем Оля пошла в лес? - За чем Оля пошла в лес? - Что случилось с Олиной собакой? - Как она поранила лапку? - Почему собака заскулила? - Что расплела Оля? - Чем она забинтовала лапку? Упражнения:Составление рассказа по одной сюжетной картине. Образец рассказа «Случай в лесу» Оля со своей собакой Альмой пошла в лес за грибами. Оля собирала грибы, Альма бегала по лесу. Вдруг собака жалобно заскулила. Оля бросила корзинку с грибами и побежала к собаке. Альма сидела около разбитой бутылки, а из лапки текла кровь. Оля не растерялась, расплела свою косу, вынула из неё ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.   Литература: Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Обучение ребенка, в том числе и связной речи, — это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Успехов вам!