Педагогический проект Развитие творческих способностей младших школьников


Педагогический проектРазвитие творческих способностей младших школьниковАвтор проекта:учитель начальных классов МБОУ СОШ №;2 с. КизлярБалаева Саният Махматовна

Проблема Необходимость формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста и создание условий для их социальной адаптации

Актуальность и перспективность проекта «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Объект исследования -творческие способности младших школьников.Предмет исследования -учебный проект, посредством которого осуществляется развитие творческих способностей младших школьников.

Цель проекта:теоретическое и практическое обоснование процесса развития творческих способностей детей. развитие творческой личности

Задачи проекта: выявление основных компонентов творческих способностей; определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;определение эффективности работы традиционных методик начального обучения и воспитания в отношении развития творческих способностей детей. выявление педагогических условий создания и эффективной реализации развивающего характера обучения; разработка комплекса задач, подбор и экспериментальное апробирование системы приёмов, способствующих развитию творческих способностей школьников;проверка эффективности предложенных средств на практике;проведение анализа и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта
Гипотеза исследования:Развитие творческих способностей при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:учебный проект носит творческий характер;деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;используется метод сверхзадач.


Ведущая идея проектаСоздание на уроках и во внеурочной деятельности условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели

Этапы работы над проектом:1 этап - подготовительный: - оценка условий реализации проекта;-анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных ресурсов;проведение первичной диагностики участников проекта.2 этап – проектировочный: - определение влияния приёмов организации познавательной деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся;- мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся;контроль над уровнем здоровья учащихся..3 этап – аналитический:- оценка, обработка и анализ результатов;-оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;- выявление влияния приёмов организации познавательной деятельности учащихся на результативность;- выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения данной модели организации учебной и внеурочной деятельности учащихся моего класса;- распространение опыта по использованию основных методов и механизмов организации урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающей высокий уровень творческого развития учащихся;- дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач.

Направления в развитии творческих способностей: Развитие воображения. Развитие качеств мышления, формирующих креативность.

Ожидаемые результаты педагогического проекта:- школьники обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы;-расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;- научатся отстаивать свою точку зрения;- повысится рост уровня мотивации к обучению;- повысится эмоциональная устойчивость, желание творить и делиться этим с другими.обучающиеся научатся самостоятельно работать с различными видами информации;- научатся работать в группах, проявляя коммуникативные умения.




Противоречиямежду традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития; между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.


все виды театрализованной деятельности; конкурсные программы;КТД; игры. Формы проведения мероприятий, способствующих развитию творческих способностей:


Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… ТАЛАНТЫ.
Литература:Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 1998г.Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб., АОЗТ «Интерс», 1995.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,1990 г.Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008гМаксимова С.И. «Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 150 с. Интернет - ресурсы- www. center.fio.ru/som - www.vspu.ac.ru/tol- www.ipkadmin.tstu.ru- www.school.edu.ru- festival@1september.ru