Развитие познавательной активности учащихся на уроке, как одно из направлений, способствующее повышению качества образования


Выступление по теме: «Развитие познавательной активности учащихся на уроке, как одно из направлений, способствующее повышению качества образования»подготовила учитель начальных классов I квалификационной категорииМБОУ Писцовской СОШ №4 Маргасова И.Б.
Актуальность темыПроцесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальном изменении в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигаются его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса. Несмотря на то, что проблема развития познавательной активности у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний. Важно побуждать ученика выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение.

ПроблемаКак создать такие условия в классе, когда каждый ученик хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять активную познавательную деятельность.ЗадачиОптимальное сочетание форм работы на уроке.Развитие мыслительных процессов у учащихся.Создания условий для обеспечения высокой активности учащихся на уроке.Индивидуальный подход.



Ведущие принципыПринцип развивающего и воспитывающего обучения.Принцип развития творческих способностей учащихся.Принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности.Методы и приёмыИгровые формы.Организация групповой, парной, индивидуальной работы.Организация самостоятельной деятельности.Постановка вопросов.Создание конкретных ситуаций.





Приёмы активизации познавательной деятельности на урокахПриём начала урока(рифмованное начало урока,начало урока с элементамитеатрализации, высказываниявыдающихся людей)Изучение нового материала(Урок – сказка, урок – игра, урок – путешествие, урок – конференция, создание проблемной ситуации, метод диалога)Закрепление материалаТесты по определённым темам, приём моделирования, приём «Тесты с ошибками», использование карточек, составление и заполнение таблиц.Итог урокаКарточки настроения, подскажи словечко, ответы учащихся.





ppt_y
Внеклассная работаТематические праздники, интеллектуальные игры, марафоны, классные часы.


ppt_y Создание портфолио У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.
ppt_y
Использование современных технологий обученияДля подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и др., с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также и во внеклассных занятиях.

ppt_y При помощи ИКТ можно совершать виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Во внеклассной работе ИКТ помогает сделать данное мероприятие более наглядным, мобильным, интересным, а главное помогает привлечь к организации большее количество учеников и их родителей. На уроках учащиеся с большим удовольствием работают за компьютером. Использование ИКТ способствуют повышению мотивации к учению, эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости и многое другое. Всё это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.Как показала практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с ИКТ становятся привычными для учеников начальной школы, а для учителя – это норма работы..
Работа с классным уголком
style.rotation ВыводНеобходимо использовать различные формы, методы, приёмы обучения в начальной школе. Позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
ppt_y