Презентация к работе «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»


Самообразование по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока » учителя русского языка и литературы Полянская Н.Б. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 323 г. Москва В последние годы приоритетом в развитии школьного образования стал личностно-ориентированный подход. Но самые благие начинания гибнут под ворохом обязательных требований. Программы, учебники и методические пособия ориентированы на традиционный репродуктивный подход в обучении.Необходимо, чтобы педагоги получили возможность обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехами и проблемами, а школьники не испытывали серьёзных трудностей при обучении у разных учителей. Многие учителя видят себя в качестве основного источника информации. Сохранение директивного стиля управления процессом обучения не может способствовать возникновению атмосферы доверия и творчества.Актуальность выбранной темы. 1. Изучение теории педагогической технологии развития критического мышления;2. Разработать и провести интересный урок с использованием технологии развития критического мышления;3. Сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не единичным случаем;4. Для эффективности педагогического процесса сотрудничать с коллегами при изучении данной педагогической технологии.Задачи Внедрение новых технологий в учебный процесс необходимо. Почему?Они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности; Помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником. Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Особенность технологии развития критического мышления путём чтения и письма. Технологические этапы 1. Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;2. Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы;3. Сочетать индивидуальную и групповую работу.В процессе реализации стадии вызова важно: 1. Осуществляют контакт с новой информацией;2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;3. Акцентируют своё внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.На фазе осмысления содержания учащиеся: может быть непосредственным источником информации; отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом; предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.Учитель на данном этапе: Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения. Данный этап активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. Таким образом, учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии. Стадия рефлексии. самостоятельность мышления; вооружает способами и методами самостоятельной работы; даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом;- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.Данная технология формирует: Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может быть применён на стадии , когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде смысловых блоков.При изучении темы «Части речи» учащиеся предполагают, что главным вопросом темы будут самостоятельные и служебные части речи. Таким образом, учащиеся сами ставят цель: какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Определяют их роль в предложении и тексте. Данные смысловые блоки распределяем в виде кластера. Кластеры            Использование элементов технологии критического мышления на уроках русского языка.  Части речислужебныесамостоятельные Предложение Простое Сложное По цели высказыванияпобудповестОднор. чл.Обращен.Нераспр.Распростр.Осложнено? Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. В начале мы узнаём, что уже знаем по теме, дополняем кластер новым материалом, который только предстоит изучить. Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её. В конце изучения темы сравниваем первоначальные сведения с вновь изученными, делаем вывод и ставим задачу на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предложить кластер с наводящими вопросами. На заключительном этапе изучения темы можно предложить этот же кластер, но уже без наводящих вопросов. Такой способ активизирует мышление. Интерактивные технологии как основа активизации иэффективного управления учебно-воспитательным процессом Термин interactive Iearning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (учителем). По существу оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение- это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Интерактивные технологии- это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три режима информационного обменаЭкстрактивный режимИнтраактивный режимИнтерактивный режимИнформационные потоки направлены от субъекта к объекту обучения, но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Учащийся выступает в роли пассивного обучаемого. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъективной активности учащегося.Информационные потоки идут на учащегося или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри их. Учащиеся выступают здесь как субъекты учения для себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, саморазвития в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от учащегося к преподавателю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер. Активизация индивидуальных умственных процессовВозбуждение внутреннего диалога у учащегосяОбеспечение понимания информации, являющейся предметом обменаИндивидуализация педагогического взаимодействияДостижение двусторонней связи( обмена информацией) учащего и учащегосяЦелевые ориентации Задача учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка, облегчение , направление и помощь процессу обмена информацией: Выявление многообразие точек зрения;Обращение личному опыту и практики;Соединение теории и практикиВзаимообогащение опыта участников;Облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;Поощрение творчества участников По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем ведущего, В чем заключается для меня суть процесса самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать? Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях. Курсы повышения квалификации. ·        повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;·       разработка и проведение открытых уроков, , обобщение опыта по исследуемой теме;·        доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта. Ожидаемые результаты: Использование ресурсоввидеоуроки «Инфоурок» (литература);видеоуроки «Инфоурок»( Уроки русского языка); уроки русского языка Кирилла и Мефодия;Презентации учителя и учащихся.