Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)


Красникова И.Н., учитель начальных классов МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» 2015г. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания В.А. Сухомлинский Актуальность Формирование учебной деятельности – это умение добывать знания и применять их в нестандартной ситуации, умение планировать, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, умение решать исследовательские и творческие задачи. «Начальная школа ХХI века» под редакциейН.Ф.Виноградовой В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения. Основные компоненты учебной деятельности Учебно-познавательные мотивы; Учебные задачи с соответствующими учебными операциями;Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Компоненты учебной деятельности (позиция учителя) Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) Мотив деятельности   «Зачем я это изучаю?»  Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися   «Какая учебная задача стоит передо мною?» Обсуждение способа действий при решении учебной задачи «Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?» Осуществление контроля «Правильно ли я решаю эту задачу?» Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) «Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?» Оценка процесса и результата «Каковы мои успехи и что у меня не получается?» 1. Формирование учебно-познавательных мотивов Содержание интересно и доступно каждому ученику; Предоставление ученику права работать в соответствии со своими силами; Создание проблемных ситуаций способствует осознанию учебной деятельности. «Пометки на полях» V – уже знал; + - новое для меня; - - думал иначе; ? – не понял, есть вопрос, хочу узнать V – уже знал+ – узнал новое- – думал иначе? – хочу узнать Лев Николаевич Толстой (1828-1910)Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии.В 1844 г. поступил в Казанский университет В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и написал учебную книжку для самых маленьких «Азбука». [п а т р у д’и ц а],[н а у ч’и ц а],должен,хочешь Хочешь ться , должен потруди научи ться. - С О М Д - У И Я С- Т Л З М - Е А Э О - ы ъ ь Р - С О М Д - У И Я С- Т Л З М - Е А Э О - ы ъ ь Р Остер теплица теплится теплиться тепли[ц а] 2. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями (операционально-деятельностный) Последовательное овладение определённой операцией и порядком их следования друг за другом. Усвоение алгоритма учебных действий. Правописание безударных гласных (общий алгоритм) Обнаружить в слове безударный гласный. Определить в какой части слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) находится безударный гласный. Вспомнить способ проверки безударного гласного данной части слова. Ученик должен овладеть следующими умениями правильно ставить в словах ударение; безошибочно разбирать слова по составу; выбирать способ проверки в зависимости от части слова, в которой находится безударный звук. Алгоритм работы ? часть речи? способпишу Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как могут развиваться события после финала? О М А Лев Николаевич Толстой1828-1910 вызывают чувства Произведения Л.Н.Толстого рассказы сказки басни О Родине художественные разножанровый научно-познавательные былины сообщают факты О природе О людях, о детях были Положи в корзину только те овощи в названии которых имеется звук [п] 3.Контролирующая и оценочная деятельность –это умение сравнивать достигнутые результаты с образцом, способность анализировать свою работу Цель этой деятельности - определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. Этапы совместной контролирующей деятельности учителя и ученика раскрытие перед учеником его достижений в учении;совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе;совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!