Мастер класс на тему «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»


Мастер- класс «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»Люто Марина Сергеевна МБОУ Абанская СОШ № 4учитель истории и обществознания , руководитель творческой лаборатории учителей. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к  развитию необходимых современной личности  качеств. * Самостоятельность Предприимчивость Конкурентоспособность А что же такое рефлексия? от лат. reflexio – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов) самоанализ (Толковый словарь русского языка)в современной педагогике ?????? (Задание № 1 Дополните…..) в начале и конце урока целью установления эмоционального контакта возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом используется для выявления уровня осознания содержания пройденного Классификация Задание№2 Распределите…. (рефлексия деятельности, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала) Виды учебной рефлексии физическая (успел – не успел);сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Задание № 3Выберете один из предложенных цветов Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Место рефлексии в системе уроков ???? Виды рефлексии А. Настроения и эмоциональное состояние B. Содержание учебного материала С. Деятельности П Р И Е М Ы 1. Карточки с изображением 3х лиц: весёлого, нейтрального, грустного.2. Прием с различными цветовыми изображениями: а) «Букет настроения» б) «Дерево чувств»3. Эмоционально-художественная рефлексия: а) изображение пейзажа б) музыкальная концовка в) выставка рисунков4. Оценка эмоционального состояния.а) опорный конспект 1. Прием незаконченного предложения2. «Выбор афоризма»3. Рефлексия достижения цели4. Рефлексия отношения к проблеме (теме)5. Синквейн (пятистишие)6. Даймонд 1. Самооценка активности2. Использование алгоритма3. Правила ведения дискуссии4. Технологическая распаковка урока Формы рефлексии А.Индивидуальная письменная (личностная) В. Коллективная (групповая) -тесты- мини-сочинения- эссе- письмо другу- опорный конспект- схема- таблица- графический организатор - использование опорных слов и фраз для высказывания - использование организационных структур «Учение до уровня совершенства» - алгоритм наблюдения за общением членов группы в ходе совместной деятельности Даймонд – состоит из 7 строк. Алгоритм написания даймонда:  Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. ПРИМЕР:ГиперболаОгромная, наибольшая.Преувеличивает, преумножает, расширяет.Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.Преуменьшает, умаляет, суживает.Крохотная, наименьшаяЛитота. Что такое диаманта? Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:строчка 1: тема (существительное)строчка 2: определение (2 прилагательных)строчка 3: действие (3 причастия)строчка 4: ассоциации (4 существительных)строчка 5: действие (3 причастия)строчка 6: определение( 2 прилагательных)строчка 7: тема (существительное) Пример диамантыОбломовЛенивый, добрый,Лежащий, мечтающий, умирающий.Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.Работающий, решающий, живущий,Настойчивый, расчетливыйШтольц. Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Что такое хайку? Алгоритм написания хайку:Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-тоСтрочка 2: Какого?Строчка 3: Как? Примеры хайкуСнегирьЯ видел птицу,Прилетевшую зимой,Красиво…ТоскаЯ видела деревнюС одним домомТоскливо… Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему. Что такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.Правила написания синквейнапервая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме. Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Задание № 6Составьте синквейн на заданную тему Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное. Оцените свою работу используя следующие знаки Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» - не ответил.