Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов


Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагоговВыпускная аттестационная работапо дополнительной профессиональнойобразовательной программе«Менеджмент в образовании»Зуевой Е. Г. Актуальность исследования обусловлена тем, что общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, и связанная с ним смена нравственных парадигм, диктуют необходимость поиска новых подходов к проблеме формирования нравственно-психологического климата в педагогических коллективах. Объектом исследования выступает педагогический коллектив образовательного учреждения Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» (МБОУ «СОШ № 18») Миасского городского округа.Предметом исследования является психологический климат в коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов. Цель исследования:изучить психологический климат в коллективе МБОУ «СОШ № 18» Миасского городского округа и выявить его влияние на развитие творческого потенциала педагогов. Задачи, направленные на достижение поставленной цели: Рассмотреть и проанализировать понятия психологического климата и творческого потенциала в научных исследованиях.Теоретически обосновать влияние психологического климата на развитие творческого потенциала педагогов. Проанализировать психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ «СОШ № 18» Миасского городского округа.Разработать рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как условия развития творческого потенциала педагогов. В работе применялись следующие методы исследования:анкетирование, тестирование, сбор и анализ информации, интервьюирование, сравнение, наблюдение. Практическая значимость исcледования:Выявлены и обоснованы потенциальные возможности улучшения психологического климата в коллективе.Разработаны рекомендации по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива. Поставленные в работе задачи были решены следующим образом:выявлены и обоснованы потенциальные возможности улучшения психологического климата в коллективе;разработаны рекомендации по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива. В МБОУ «СОШ №18» работает 43 педагогических работника. Из них мужчин – 7% и женщин – 93%. Средний возраст педагогов – 49 лет. Имеют высшую квалификационную категорию – 76,7%; 1 квалификационную категорию – 14%; без категории – 9,3%.Пенсионеры по возрасту – 11,6%. Имеют стаж педагогической работы: до 3-х лет – 2,3%;4-10 лет – 4,6%;10-20 лет – 16,3%; 21-30 лет и свыше – 75,9%. Диагностика психологического климата в коллективе исследуемой школы проводилась с помощью опросника, предназначенного для анализа уровня сформированности коллектива и динамики его развития. Проведенный анализ исследования показал, что существенных отклонений в показателях, характеризующих психологический климат в коллективе не выявлено. Оценить его можно на уровне выше среднего. В целом коллектив активен, для него характерны доброжелательные взаимоотношения, уважение к мнению других. Рис. 1. Оценка психологического климата в коллективеМБОУ «СОШ №18» Проводилось исследование по методике «Оценка уровня творческого потенциала», которая позволила выявить достаточно высокий уровень творческого потенциала. Выше среднего и чуть выше среднего имеет половина коллектива, а высокий уровень – 50%. Выявление способности педагогов к саморазвитию по методике «Барьеры педагогической деятельности» позволило сделать следующие выводы.1. Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе. доминируют доверие и повышение профессиональной компетентности на курсах (94%), пример и влияние коллег – для 89%.проводимая методическая работа в школе – 72%, пример руководителей – 72%. Основными факторами, препятствующим развитию для большинства педагогов, являются ограниченные ресурсы, стеснённые жизненные обстоятельства. Для 33% значима роль собственной инерции как препятствующего фактора, а также разочарование от прошлых неудач. 2. Выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 72% педагогов занимаются своим профессиональным развитием и имеют положительные результаты;87% педагогов обращают внимание на обратную связь;78% педагогов испытывают стремление изучить себя;89% – много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности. Данные выводы дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития.Однако, предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педагогическим коллективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива. Рекомендации по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива:использование способов активации творческого потенциала педагогов (конкурсы профессионального мастерства; выставки обогащения предметно-развивающей среды; открытые просмотры занятий; конкурсы методических разработок; семинары-практикумы); применение стимулирующих мероприятий и различных методов мотивации (методы экономического стимулирования, административные методы, методы общественного воздействия). Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагоговВыпускная аттестационная работапо дополнительной профессиональнойобразовательной программе«Менеджмент в образовании»Зуевой Е. Г.