Палехская миниатюра (5 класс)


ПАЛЕХСКАЯМИНИАТЮРА Местонахождение села ПалехПалех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в её состав. В настоящее время это рабочий посёлок, районный центр Ивановской области. В древности эта земля относилась к Владимиро-Суздальскому княжеству. Согласно легенде Палех был основан бежавшими от монголо-татарского нашествия жителями Владимира и Суздаля. Они сожгли леса и основали поселение, которое назвали Палехом. Но это легенда. На самом деле название селу дала река Палех (позднее Палешка). Что означает это слово, в настоящее время не известно. Его, в числе других аналогичных названий (Ландех, Люлех, Лух), оставило племя, жившее когда-то в этих местах и говорившее на неизвестном ныне языке. История ПалехаПервоначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращению рода князей Палецких в XV веке село перешло в казну. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево".В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка (в 1790 году на её месте построена каменная), да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола". ИконописьАкафист святителю Николаю. Середина XVIII в.Балякин И.И., Буторин Н.М. Акафист Богоматери. Конец XVIII в. Благовещение. Вторая половина XIX в. Богоматерь. Икона из деисусного чина, XVII в. Голиков Иван ИвановичПалехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. На фото: народный художник РСФСР Николай Иванович Голиков, сын одного из основателей палехского искусства, расписывает блюдо. Кузнецы. Плотник. Пахарь. Стакан для карандашей. Союз рабочих и крестьян. Доска письменного прибора. Вниз по матушке по Волге. Коробочка, 1925. Две девицы и музыкант. Круглая коробочка, 1925. Жар-птица. Баул, 1925Зимня тройка. Шкатулка, 1930Парочка (Поцелуй). Шкатулка, 1925Пряха. Шкатулка, 1926 Три девицы под окном. Пластина.Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка, 1925Флот царя Салтана. Пластина Тройка. Шкатулка, 1927Тройка красных коней. Шкатулка, 1925Тайное свидание. Шкатулка, 1924Речь Разина к голытьбе. Портсигар, 1925 Технология изготовления лаковой миниатюрыПалехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:Самая первая операция - это раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв). Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней.После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т.к. он, в отличие от других клеев, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C. Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают.Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником... Круглые изделия доводятся на токарном станке.Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком. Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге......и, наконец, доводят наждачной щёткой. На этом работа столяра ещё не заканчивается. Для шкатулок требуется изготовить миниатюрные шарниры, навески и замки......почти незаметно вделать их... ...и тщательно закрепить в изделии.Грунтовки и шпатлёвки изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений. Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку.На изделие шпатлёвка наносится стальным шпателем. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером.Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком №42 (ранее использовался масляный лак с сажей). Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с промежуточной просушкой различной длительности). В настоящее время для этого применяется красная эмаль №223.Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283). Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C. Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с приготовления краски.Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса.Затем эмульсию размешивают специальным венчиком. Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом. Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски. Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы. Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция - 10 листов 12х7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего в этом случае используется гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания. Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность.После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается. Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск. Рабочее место палехского художника