Презентация по литературе (10 класс) «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»


«Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина» Тема поэта и поэзииДля Пушкина тема поэта и поэзии и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. С. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перерабатывает и иначе расставляет акценты, придавая произведению современное звучание, а известной теме - своё толкование. Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина.Тема предназначения волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения данной тематики появляются ещё в ранний период творчества Пушкина. Это такие стихи как : «К Жуковскому»(1816), «К портрету Жуковского»(1818), «Деревня»(1819) и другие. Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим слово: « О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?» («Деревня» 1819) Эволюция темыВ последующих годах тема получила новое осмысление. Стихотворение «Пророк»(1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя через мучительное преображение, получает от шестикрылого Серафима не только «вещие зеницы», но и цель собственного пути: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли Глаголом жги сердца людей» Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём антитезы, используемый Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык «грешный», «и празднословный и лукавый» — «жало мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др. Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в «Деревне»:«О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в ос­нове которого лежит легенда, переданная Геродотом и пре­ображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель «кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос спасшегося:«Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.» Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухой и равнодуш­ной к истинному творчеству:Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы… («Поэт» 1827) Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. («Поэту» 1830) Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «боже­ственный глагол». Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно оценить, как этим со­кровищем распоряжается его избранник. В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», в котором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всяко­го звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может. Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо­творении «Я памятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пуш­кин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на русский язык, а также Дер­жавина, подражавшего ей в своем стихотворении «Памят­ник». Пушкин дает свое понимание «нерукотворного памят­ника». Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. («Я памятник себе воздвиг…» 1836)