Презентация по русскому языку на тему Сложные предложения,их признаки.Основные виды сложных предложений.


1.Какие предложения называются сложными?2. Как связываются простые предложения в составе сложного? Задание1. Объяснить смысл пословиц, перевести на казахский язык.1.Дело веди, а безделье гони.2.Большому кораблю – большое плавание.3.Без обеда не красна беседа.4.Бери в работе умом, а не горбом.5.Без языка и колокол нем.6.Всякая лисица свой хвост хвалит7.Родина –мать, чужбина - мачеха8.Береги Родину, зеницу ока. 2. Запишем предложения, найдём разницу между ними.• ^ Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега.• Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.- Чем различаются эти предложения?- Найдите грамматическую основу или основы предложений.- Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений.- Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью? - Выполните синтаксический разбор первого предложения.Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. сложносочинённыесложноподчинённые1. Интонация 2. Сочинительные союзы^ Пример:Дубровский держал в рукеоткрытую книгу, но глазаего были закрыты.[___ ___], но [___ ___].1. Интонация2. Союзы или союзные словаПример:Чёрные ели тяжело стоялисреди осенней мглы, какбудто их выковали из позеленевшегочугуна.[___ __], как будто( ).1. Интонация2. Отсутствие союзов или союзных словПример:Ночные тени в лесу исчезли;по всей земле разлился серовато-синий свет утра.[___ ___]; [___ ___].Сложное предложение союзное бессоюзное Физминутка. VI. Работа с текстом (текст на экране).Добр…та – вещь уд…вительная. Она сбл…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разг…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добр…та изб…вляет нас от од…ночества, душевных ран и непроше…ых обид. Мы больше получим, чем отд…дим, если будем чаще вспом…нать про то, что нас соед…няет, про то, что человек ст…новится Человеком только благодаря другому человеку. Вопросы и задания:• Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? • Определите тип текста, стиль. • Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.• Найдите производный предлог .• Объясните постановку тире в первом предложении.• Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения?• Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. VII. Работа с материалом учебника (упр 207 стр103)Задание: списать сложносочинённые предложения в следующем порядке: 1) с соединительными союзами; 2) с противительными союзами; 3) с разделительными союзами. Расставить знаки препинания. Выделите грамматические основы и определите типы сказуемых. 1.Бричка ехала прямо а мельница почему-то стала уходить влево.2.Ни лист в роще не зашуршит ни птица не запоет.3.Уже ночь ложилась на горы и туман начинал бродить в ущельях.4.Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом залепляя глаза повалит водянистый снег.5.Бывали трудные ситуации в его жизни но он всегда выходил из них с честью.6.Лицо его было бледно слегка раскрытые губы тоже побледнели.7.Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.8.Танк Самнева в этом наступлении делал по сотне километров в сутки однако ни один боец не отстал.9.Сложные фигуры ледового танца девочка исполняла легко и грациозно и зрители не скупились на аплодисменты.Вопрос: являются ли синонимами слова трудный и сложный в 5-м и 9-м предложениях? ТЕСТ.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?1) перепрыгивать;                                  3) попутный;2) разбрасываться;                                 4) лукоморье.Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?1) Равнодушный;                                     3) ленивый;2) апатичный;                                          4) рассеянный.Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:1) вечный - 6 букв, 7 звуков;               3) въезд - 5 букв, 4 звука;  2) каюта — 5 букв, 6 звуков;               4) дорогое — 7букв, 7 звуков.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатири_, ненавид_шь врага.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?   1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?А. Мне нездоровит_ся.Б. Они решили отправит_ся в путь.В. Он справит_ся о пароходе на пристани.Г. Спряч_тесь скорее от дождя. Игра «Кто быстрее?»Задание: напиши 5 глаголов 1 вариант Глаголы совершенного вида2 вариант Глаголы несовершенного вида VIII. Подведение итогов урока.- На какие виды подразделяются сложные предложения?- В чём отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых?- В чём особенность бессоюзных сложных предложений?- Какие знаки препинания разделяют части сложных предложений? IX. Домашнее задание.Упражнения.206 ,209. Спишите, расставляя знаки препинания, сначала простые, затем сложные предложения.