Развитие психических процессов(восприятие, представления, память, мышление) на уроках физической культуры


Развитие психических процессов(Восприятие, представления, память, мышление) на уроках физической культуры Учитель физической культуры СОШ № 17 Орловская Н.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А. Сухомлинский Актуальность. Проблема психического состояния школьников вызывает озабоченность учителей по той основной причине, что отсутствуют обоснованные средства и методы ее решения в общеобразовательной средней школе. Все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проявлению агрессивного поведения, причина которого - социальная напряженность в обществе. Усиливают психическую напряженность у школьников видеофильмы, печатные издания, пропагандирующие насилие. Школьники в этот период жизни не в состоянии произвести нравственный отбор в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год способствует привыканию школьников к проявлению агрессивности, она закрепляется в поведении, а личность в целом деградирует и экстраполирует свои действия в социальную среду.В связи с этим отметим, что физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. В этом случае подвижные игры будут занимать важное место в педагогическом процессе. Учитывая относительную доступность подвижных игр учителя используют их многообразие в целях снижения отрицательных психических образований у школьников на уроках физической культуры


Опрос учителей:Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (90,6 %) затрудняются назвать пути снижения психической напряженности у школьников на уроке. При этом 95,3 % из них отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психические процессы школьников.
Между развитием двигательных качеств и психических процессов существуют определенные взаимные связи. Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти и др. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма. Представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий.Представление – образ предмета и явления. Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании. Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх. Перекрестные движения Каждое утро мы делаем перекрестные движения и прыгаем, делая эти движения под музыку. Координируем движение так, что одновременно с правой рукой двигается левая нога и наоборот. Когда оба полушария вместе работают, таким образом, чувствуем себя открытым для новых знаний.
Качания головойКачания головой для расслабления шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи, и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После голос звучит более уверенно.Слегка качайте головой, делая небольшие изогнутые линии, чтобы расслабить напряженные мышцы.

Брюшное дыхание Положите руку на живот. Выдохните весь накопившийся воздух короткими, легкими выдохами (как будто удерживаете летающим перышко). Затем медленно и глубоко вдыхайте, наполняясь медленно, как воздушный шарик. Рука слегка поднимается во время вдоха и опускается во время выдоха. Если выгнуть спину во время вдоха, воздух проникает глубже
Перекрестные движения сидя Перекрестные движения сидя являются разогревающим упражнением для занятий спортом или для игр! Представьте, что едите на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Ваши мысли, и тело становятся такими бодрыми! Всегда делайте перекрестные движения, сидя на удобной поверхности, такой как коврик или кровать.

Упражнения на растяжение Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремится вперед. Это поможет Вам добиться нужной цели.

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры 1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий2.Использование игрового и соревновательного методов3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов

Исследователями доказано:1.В период последействия физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться2. Кратковременные нагрузки предельной интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов. 3.Непривычные физические нагрузки оказывают разнородное влияние

4.Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние только на мнемические процессы, особенно на объем памяти. 5. Многолетние занятия спортом приводят к тому, что даже очень высокие тренировочные нагрузки становятся привычными. Память существенных изменений не претерпевает. 6.Утренние тренировочные занятия, даже с небольшими нагрузками, оказывают лишь кратковременное положительное влияние на психические процессы. 7. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на интеллектуальные процессы и на психическую деятельность в условиях дефицита времени.8.Спорт является фактором, стимулирующим психическую деятельность


Выводы  Активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей. Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с моей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры. 
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y