Презентация на тему Развитие мелкой моторики как средство формирования психических процессов у детей со сложной структурой дефекта( нарушения слуха и интеллекта)


Балушева Алеся НиколаевнаПедагог-психолог Тема: Развитие мелкой моторики как средство формирования психических процессов у детей со сложной структурой дефекта ( нарушения слуха и интеллекта) ФИО: Балушева Алеся НиколаевнаМесто работы: МКС(К)ОУ школа-интернат № 65 для слабослышащих и позднооглохших детей.Должность: Педагог-психолог.Педагогический стаж: 1,5 г.Мое профессиональное кредо: «Учить ребенка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно.» Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей с нарушениями слуха и нарушениями интеллекта обусловлена психологическими и физиологическими особенностями детей: развитие навыков мелкой моторики способствует улучшению внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия. Основные концептуальные положения « Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.»В.А.Сухомлинский«Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.»М.М. Кольцова Цель: Максимальное развитие мелкой моторики пальцев рук Задачи: Овладение обучающимися различными техниками ручного труда для обслуживания своих потребностей и социальной адаптацииСоздание условий для развития мелкой моторики для детей с недостатками слуха с нарушениями интеллектаПривитие обучающимся основ гигиены, формирование таких качеств личности как усидчивость, аккуратность, работоспособность, ответственность. Психологические особенности детей с недостатками слуха с нарушениями интеллекта Пониженная активность мышления Низкий уровень речевого развития Преобладание наглядного мышления и наглядно-образного мышления над словесно-логическим Имеются отклонения в ЭВС Содержание работы 1. Первичная диагностика детей для выявления уровня развития мелкой моторики2.Индивидуальные карты оказания психолого-педагогической помощи детей.3. Календарно- тематическое планирование работы психолога-педагога с детьми с отклонениями в психическом и эмоциональном развитии на 2014-2015 учебный год.4. Повторная диагностика учащихся, посещавших коррекционно-развивающиеся занятия. 5. Отчет о работе педагога-психолога с детьми с отклонениями в психическом и эмоциональном развитии. Методические средства диагностики «Рисование ножницами»Раскрашивание фигурфигуры из пластилина по образу и подобию Календарно- тематическое планирование работы психолога-педагога с детьми с отклонениями в психическом и эмоциональном развитии на 2 четверть 2014-2015 учебного года. дата тема занятия дата тема занятия 10 ноября Никита, АндрейДаниил Лепка геометрических фигурПальчиковая гимнастика 3 декабря Андрей Никита Лепка фигурок «Грибы» «Машина» 11 ноября Андрей Даниил Рисование краскамиИгры с движением 4 декабря Андрей Никита Релаксационные упражнения 12 ноября Андрей Никита Посещение сухого бассейна 8 декабря Никита, АндрейДаниил Аппликация «Гриб»(окончание)Аппликация «Дом» 13 ноября Андрей Никита Сортировка крупыЗнакомство с разными крупами (размер, цвета) 9 декабря Никита Работа с крупами. Сортировка. 17 ноября НикитаАндрейДаниил Рисование гуашьюРабота с трафаретом 10 декабря Андрей Никита Аппликация «Ночь» 18 ноября Андрей Никита Релаксационные упражнения 11 декабря Андрей Подготовка к аппликации «Мамонтенок» 19 ноября Андрей Никита Посещение сухого бассейна 15 декабря Даниил Релаксационные упражненияРазвивающая игра «Хорошо или плохо» 20 ноября Никита, АндрейДаниил Игра «Ладошки» (ЭВС) 16 декабря Андрей Никита Работа с пластилинами и крупами 24 ноября НикитаАндрейДаниил Игра «Слепой и поводырь»(ЭВС)Игры с движением 17 декабря Никита Игра «Что исчезло?» 25 ноября Андрей Никита Посещение сухого бассейна 18 декабря Никита Аппликация «Мамонтенок» 26 ноября Никита Просмотр психотерапевтических мультфильмов 22 декабря Никита, АндрейДаниил Игра «Слепой и поводырь»Игры с движением 27 ноября Андрей ,Никита Подготовка к аппликации «Мозаика» 23 декабря Андрей, Никита Посещение сухого бассейна 1 декабря Никита Работа с пластилином и крупами 24 декабря Андрей, Никита Релаксационные упражнения 2декабря Андрей Никита Работа с аппликацией «Гриб» 25 декабря Андрей, Никита Просмотр новогодних мультфильмов Основные направления работы с детьми по развитию мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Аппликация Работа с бумагой Игры в «сухом бассейне» Игра с песком Работа с крупами Работа с пластилинами Работа с трафаретом Работа с карандашом Развитие мелкой моторики посредством аппликации Развитие мелкой моторики посредством работы с крупой и пластилином Результативность профессиональной психологической деятельности Результативность профессиональной психологической деятельности Литература 1. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 20072. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология 1993, № 4.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой.Интернет-ресурсы:http://www.maam.ru/detskijsad/korekcija-melkoi-motoriki-u-doshkolnikov-s-narusheniem-intelekta-v-procese-ruchn ogo-truda.html http://www.metod-kopilka.ru/razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_narusheniem_intellekta-36766.htm