Презентация по психологии на тему Особенности проявления психических состояний у обучающихся в 6 классе


МБОУСОШ№ 26» Владикавказ, 2015 г.Особенности проявления психических состояний у обучающихся 6-го класса Выполнила : учитель истории и обществознания Туккаева Л.К. АКТУАЛЬНОСТЬ Особую актуальность приобретает исследование психических состояний в младшем школьном возрасте. Особенности этого возраста способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации. Цель исследования: определить уровни агрессии, тревожности, фрустрации и ригидности обучающихся 6-го класса СОШ№26Задачи: изучить литературу по проблеме; продолжить исследование: выявить уровни агрессивности, фрустрации, тревожности и ригидности; провести анализ полученных данных. Объект исследования: обучающиеся 6-го класса.Предмет: уровни психических состояний в 5-ом классе.Гипотеза: мы предполагаем, что уровни агрессивности и тревожности в 6-ом классе будут гораздо выше, чем уровни фрустрации и ригидности.Методы исследования: тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку), вспомогательный опросник Л.Г. ПочебутБаза исследования: СОШ№26 Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим.Агрессия
Тревожность Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Фрустрация:Фрустрация - это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей.
РигидностьРигидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Экспериментальная часть В 2015 году в исследовании приняли участие 22 обучающихся. С помощью теста Айзенка «Самооценка психических состояний», мы обследовали респондентов по четырем шкалам: шкала тревожности, шкала агрессивности, шкала фрустрации, шкала ригидности. В 2014 году провела исследование уровня агрессивности в двух группах (контрольная- 5 «А» и экспериментальная- 5 «Б»). Но в сентябре 2015 г. произошло объединение двух этих классов. И стала интересна оценка психических состояний новых одноклассников. Из 22 детей:11- не тревожны, 10 учеников показали среднюю тревожность, допустимого уровня, и лишь 1 ребенок очень тревожный.9- не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей, 13- имеют средний уровень, фрустрация имеет место, ни одного ребенка с низкой самооценкой.5- спокойны, выдержанны, 5- средний уровень агрессивности, 12- агрессивны, не выдержаны.6- ригидности нет, легкая переключаемость, 15- средний уровень ригидности, 1- сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов. Сравнение уровня психических состояний по Айзенку в 6-ом классе (%) По результатам моего исследования стало очевидно, что моя гипотеза подтвердилась частично. Уровни тревожности, фрустрации, ригидности находятся в пределах нормы, а вот уровень агрессивности выходит за пределы нормы. В связи с чем, стала регулярно проводить тренинги на снижение уровня агрессивности и на сплочение (Г.Б. Монина, Фоппель) в новом классе вырос уровень физической агрессии (60%)(опросник Л.Г. Почебут). Результаты по опроснику Л.Г. ПочебутИз 22 обучающихся в 6-ом классе:у 3 выражена вербальная агрессия;у 12 - физическая;у 2 - предметная;у 3 - эмоциональная;у 3 - самоагрессия. Уровень физической агрессии 5 -м классе Дети, склонные к проявлению физической агрессииЭто активные, деятельные и целеустремленные ребята, их отличает решительность, склонность к риску. Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми.Эти дети не отличаются рассудительностью, характеризуются слабым самоконтролем, неумением или нежеланием сдерживать свои потребности, как правило, игнорируют этические и моральные ограничения. ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯИгра «Ругаемся овощами» Игра «Тигр на охоте»Рисуем настроениеИгра «Штурм крепости»Игра «Уходи, злость, уходи!»Игра «Говорящие ботинки» Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. А как Вы это делаете? Список литературы.Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте.- М.: Генезис, 2011.- 216с.Колосова С.Л. Детская агрессия.- Спб.: Питер(издание 1-е), 2004.- 224с.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.- М.: Генезис, 2010.-150с. Спасибо за внимание! Улыбок ВАМ и Вашим близким!