Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста


РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Педагогический советВыполнилаВоспитатель МАДОУ № 150 Рыбакова Ирина ВладимировнаХабаровск 2016 Теоретические аспекты развития у детей ориентировки во времени В настоящее время происходит переосмысление целей, роли и места дополнительного воспитания детей во всей системе отечественного образования и воспитания. Одним из вопросов изучения методики математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них временных представлений. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, окружающий нас мир существует во времени. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Целью работы является исследование влияния дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:- изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;- апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений. Предмет исследования: дидактические игры при формировании временных отношений у ребенка дошкольного возраста. Гипотеза:  если использовать с детьми дидактические игры, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно. Методы исследования: Теоретические: анализ научной и методической литературы; изучение и анализ диагностических методик. Практические: диагностика уровня усвоения представления о времени; разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; анализ и интерпретация результатов исследования. Данная работа включает целый комплекс задач- формирование первичной практической ориентировки во времени;- формирование чувства времени;- ознакомление с отдельными «временными» эталонами; - формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени. Последовательность обучения:1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью 2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. . . Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные). В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома. Пробегут часы, минуткиСоберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.Дни идут, минуты тают,Быстро время пролетает Год какой сейчас идёт -Календарь ответ даёт Что за месяц на дворе -Смотрим мы в календаре. В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Диагностика уровня усвоения представлений о времени Диагностика уровня усвоения представлений о времени База исследования: МКДОУ с. Сосновка с сентября 2015 года по март 2016 года . В исследовании принимала участие старшая группа детского сада включающая 15 человек в возрасте 5 – 6 лет. Цель: выявить уровень усвоения представления о времени у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; провести контрольную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в III этапа. I этап – диагностика уровня усвоения представления о времени. II этап – комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. III этап – анализ и интерпретация результатов исследования.  Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграммахКомплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы Сравним результаты первой и второй диагностикиВ начале года у детей преобладал низкий уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий и средний уровни значительно повысился. Значит, использование дидактических игр оказывает существенное влияние на развитие временных представлений дошкольников. Как мы видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени. Время-времечко бежит,Деткам подрастать велит.Шепчут часики вот так:ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!