Презентация Икебана — вторая жизнь цветов


Икебана – японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в VI веке. Задача икебаны – создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того, чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус, умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь. Основу первых икебан составляли две ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. В икебане до XV века господствовал стиль «стоящие цветы»- большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Сейчас такими икебанами украшают большие помещения. Второй стиль «одного цветка». Для него требуется всего 1-2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. В 1897г. Появляется совершенно новый стиль – композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. В ХХ веке в икебане стали использовать камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан. Отправной частью для создания композиции является та, которая по замыслу создателя должна больше всего притягивать внимание зрителей: это может быть цветок, цветовое пятно, красивый крупный лист или необычно искривлённая ветка, причудливый корень. Икебана всегда ассиметрична, в этом её отличие от европейских букетов, но она никогда не должна быть плоской. Композиции можно построить в высоких вазах или в низких, причём материал ваз может быть любым. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко – стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом. Мастера икебаны нередко сами делают сосуды для композиций. Композиции могут быть прямостоячие, наклонные и свисающие. В композиции есть одно довольно строгое правило: в композициях для чайной церемонии «икебана одного цветка» не используют жёлтый цвет. Избегают и одного белого, так как в Японии он считается траурным. В Европе это вполне допустимо. В японском доме икебана ставится традиционно в специальной нише – токономе. Фон и освещение имеют важнейшее значение. Выставки композиций нередко проходят в помещениях с наглухо закрытыми шторами.