Презентация Педагогические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста


 выпускная квалификационная (магистерская) работа на тему:Педагогические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в игровой деятельностиВыполнила:Студентка 3 курсаЗамараева Светлана Николаевна

Актуальность исследованияПеред общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.Особо важное значение придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.Игра является значимой деятельностью и активным воспитательным средством, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей в младшем школьном возрасте
ppt_y
ppt_y Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Философско-методологический аспект игры в нравственном воспитании детей рассмотрен в работах Н.Г. Алексеева, Б.Г.Ананьева, В.М.Демина, М.С. Кагана, В.И. Устименко, Г.П. Щедровицкого и др. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности, развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, С.А. Шмакова и многих других. Степень разработанности ПротиворечияМежду растущей потребностью в использовании игры как педагогического средства в решении разнообразных воспитательных задач и недостаточной разработанностью теории и методики нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности на современном этапе.
Цель исследования –определение педагогических условий нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности. Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности. Предметом исследования является игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Задачи исследования:Проанализировать уровень разработанности теоретических аспектов нравственного воспитания младших школьников в игровой деятельности;Определить и конкретизировать содержание игровой деятельности, включающей различные виды игр, необходимых для достижения поставленной цели нравственного воспитания младших школьников; Разработать методические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на поэтапное использование в начальной школе.
style.rotation Гипотеза исследования Нравственное воспитание младших школьников в игровой деятельности будет более эффективно, если:- педагогический процесс модернизировать и конкретизировать с учетом использования игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего нравственному воспитанию младших школьников;-определить условия, содержание и технологию использования игр в нравственном воспитании детей;- игровая деятельность строится на принципах гуманизации, демократизации и педагогики сотрудничества школы и семьи;- рационально и эффективно использовать специально подобранную систему игр в педагогическом процессе, что положительно повлияет на учебную и воспитательную деятельность и всестороннее развитие учащихся начальных классов.
В качестве методологической основы исследования выступают следующие научные подходы: личностно-деятельностный (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, и др.);педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман); системно-целостный (Ю.К.Бабанский, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, К.К. Платонов, Г.П.Щедровицкий, и др.). Теоретическую базу исследования составили: концептуальные идеи личностно-развивающего образования и гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, К. Роджерс, Е.Н. Шиянов, И.С.Якиманская и др.); теория педагогических инноваций, нововведений, технологий (Б.Г. Ананьев, М.В. Кларин, Б.Г.Лихачев, Н.И. Монахов, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, и др.); проблемы методологии, методов, организации педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, О.С.Гребенюк, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.С.Ильин, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин).
Методы исследованиятеоретические (анализ педагогической, психологической и др. литературы); диагностические (наблюдение, проектирование, анкетирование, и т.д.); опытно-экспериментальная работа; методы количественной и качественной обработки эмпирических материалов.
Основные этапы исследования: проведен поисково-теоретический анализ научной и методической литературы, накапливался практический опыт, определялись методологические и методические подходы к проблемеосуществлялась экспериментальная работа, на основе которой производилось уточнение рабочей гипотезы, велась апробация педагогических средстванализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного материала

Практическая значимость исследования: использование результатов исследования позволяет повысить эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности; рекомендации по организации процесса нравственного воспитания младших школьников могут использоваться учителями общеобразовательных учреждений в своей работе; результаты и материалы исследования могут использоваться в работе по повышению квалификации педагогических работников.
ppt_y
Для участия в эксперименте мы выбрали 2 класс. Суть нашего эксперимента заключена в следующем: проверить исходный уровень нравственной воспитанности в классе, зафиксировать его, затем провести работу по повышению нравственной воспитанности, после чего повторно провести диагностику. Динамика или ее отсутствие покажут эффективность проведения работы. Наша опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:- констатирующего;- формирующего;- контрольного.Этапы эксперемента Цель констатирующего этапа: зафиксировать уровень нравственной воспитанности на начальном этапе.Для выполнения этой цели мы использовали следующие методики: - «Что такое хорошо и что такое плохо». - «Закончи историю» - «Сюжетные картинки» - «Что мы ценим в людях» - «Как поступать» Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. После проведения констатирующего этапа получились такие результаты 4 ученика (16%) находятся на высоком уровне нравственного воспитания, 10 учеников (40%) со средним уровнем нравственного воспитания, самая многочисленная группа 11 учеников (44%) с низким уровнем нравственного воспитания. Эти данные подтверждают необходимость проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.Констатирующий этап Цель формирующего этапа: формирование нравственных норм поведения и воспитание нравственных качеств, обеспечивающих высокие уровни нравственного воспитания.При организации формирующего этапа экспериментальной работы были использованы такие игры-задания:«Разговор по телефону»«Как нам быть»«Бой с драконом»«Собери букет»«Зеркало»«Ласковые имена»«Чудо-дерево»«Жизнь в лесу»Формирующий этап Результаты формирующего эксперимента показали, что формой реализации нравственного воспитания младших школьников являются различные виды игр подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и другие, которые способствуют развитию нравственных качеств таких, как коллективизм, отзывчивость, толерантность через социальные роли в сюжетно-ролевых, социально-психологических играх, нравственные переживания, нравственные чувства, нравственные представления, нравственное сознание и т.п. Цель контрольного этапа: зафиксировать уровень нравственной воспитанности после проведения формирующего этапа работы. Диагностика на контрольном этапе показала, что несколько учеников перешли с низкого на средний уровень, таким образом, количество детей со средним уровнем на контрольном этапе составляет 44%.У этих учащихся имеются представления о некоторых нравственных качествах личности, нормах поведения, сформировано положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения, развиты некоторые нравственные чувства. Количество учеников на низком уровнем при этом уменьшилось и составляло 24 %. У этих учеников нет четких представлений о нравственных качествах личности, нормах поведения, не сформировано положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения, плохо развиты нравственные чувства. Контрольный этап Увеличилось количество учеников с высоким уровнем нравственного воспитания: на констатирующем этапе это было 16%, а на контрольном –32 %. У этих учеников сформированы осознанные представления о нравственных качествах личности, знания норм поведения, положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения, развиты такие нравственные чувства, как сочувствие, умение сопереживать, совесть, чувство долга, имеется устойчивое стремление к самосовершенствованию. Мы доказали, что эффективность нравственного воспитания школьников в игровой деятельности будет эффективна при соблюдении  условий: 1. Процесс нравственного воспитания рассматривается как целенаправленное взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей. 2. Для осуществления процесса нравственного воспитания важно использовать игровую деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. 3. Процесс нравственного воспитания должен происходить непрерывно, в котором поэтапно формируются практические умения школьников, способствующие развитию их нравственной самооценки, в атмосфере доброжелательного взаимопонимания. Формирование нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Таким образом, мы рассмотрели основные идеи исследования через широкий спектр вопросов, связанных с игровой деятельностью младших школьников как средства восполнения в совместном социуме дефицита нравственного воспитания. Спасибо за внимание!