Презентация на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми с малыми жанрами русского фольклора .


Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми с малыми жанрами русского фольклора .Подготовила воспитатель: Юркова Оксана Викторовна Устное народное творчество. Фольклор.Фольклор -народное творчествосовокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного бытаангл. folk – народ, lore – мудрость, знание



Малые жанры фольклора –небольшие по размеру фольклорные произведения.Колыбельная песняПестушкаПотешкаПрибауткаЗакличкаПриговоркаСчиталкаСкороговоркаЗагадка Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства.Это песни которыми убаюкивают ребенка.Представляется будущее младенца.Ребенку обещают счастье и богатство.Навевают ребенку крепкий и здоровый сон.Пение зависит от покачивания колыбели, ее ритмического движения.У кота ли, у кота Колыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его… Пестушки и потешки. Побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.Тра-та-та, тра-та-таВышла кошка за кота…Пестушка Большие ногиШли по дороге:Топ-топ-топ,Топ-топ-топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ-топ-топ,Топ-топ-топ-топ-топ. Прибаутка.Стихотворение, похожее на короткую сказку, которую рассказывает мама своему ребенку.Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курицеСова, совушка , сова,Большая голова,На колу сидела, в стороны глядела,Головой вертела. Закличка-короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью великою, С милостью богатою…Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи… Приговорка-коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. *От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.*Во время купания ныряют на последних словах приговорки.*С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.Мышка, мышка,На тебе зуб костяной,А мне стальной. Считалка –короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела. Скороговорка -стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.Шли сорок мышей,Несли сорок грошей;Две мыши поплошеНесли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап. Загадка –выражение, которое нуждается в разгадке.Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.
Поиграем!1. Определите малый жанр фольклора:Уж ты, котичка-коток,Котик – серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать.Скороговорка, потешка , колыбельная песня.
Поиграем!Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!Закличка,загадка,считалка
Поиграем!Ладушки-ладушки-Где были?-У бабушки-что ели?-кашку, пили простоквашку…Потешка ,,загадка, закличка.
Главная цель работы: развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами приобщать детей к миру народной культуры, ознакомить их с фольклоромразвивать познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси воспитывать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народазнакомство с русскими народными играми Задачи:развитие творческой индивидуальностиэмоциональное развитиеразвитие музыкальных способностейразвитие духовной сферыфизическое развитиевоспитание эстетических чувствподдержание интереса детей к фольклорупознакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздникамиразвивать интерес к народному творчеству Жанры детского фольклора, используемые в работе:колыбельные песнипотешки прибауткизакличкиприговоркидетские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры Детский фольклор используется :в период адаптации;в режимных моментах;на прогулке;в непосредственно образовательной деятельности;в игре;в свободной деятельности. Использование фольклора в период адаптацииПальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.«Как сожму я кулачок,да поставлю на бочок,разожму ладошку,положу на ножку!» Использование фольклора в режимных моментах.«Водичка, водичка,умой мое личико,чтобы глазки блестели,чтобы щечки горели…» Использование фольклора в театрализованной деятельности.«…колобок,колобок, я тебя съем...» Драматизация сказки «Теремок»«…Кто,кто в теремочке живёт,кто,кто в невысоком живёт?» Январь – году начало, зиме середина Коляда, коляда!!! Декоративное творчествоРисование «Знакомство с городецкой росписью»«Гжельские узоры» Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших днейиз глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя самыелучшие традиции.Народные игры«ПЛАТОЧЕК» «РУЧЕЁК» Дождик, дождик, пуще!Я вынесу гущи,Хлеба краюшку,Пирога горбушку. Детские песенки.Частушки.Наши руки крендельком,Щёки будто яблоки.С нами издавна знакомВесь народ на ярмарке. Народные танцы Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, скороговорок. Свободная деятельность детей.«Ай,люли,ай люли!Налетели гули,стали гули ворковать,мою доченьку качать…» «Эта девочка Маша.А это её тарелочка.А в этой тарелочке...Нет, не каша Нет, не кашаИ не угадали:Села Маша,Съела всю кашу»! Вывод 1: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Вывод 2:Результатом работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, способствует всестороннему развитию ребёнка. «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»М. Горький Спасибо за внимание!