Создание условий для саморазвития и самореализации личности


Составила:Вахнина Татьяна Сергеевна. Учитель математики, физикиМБОУ «Ракуло-Кокшеньгская ОШ № 9»Создание условий для саморазвития и самореализации личности Закон «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся. Стандарты второго поколенияОбразование - важнейшая социальная деятельность общества, направленная на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть образовательного процесса, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
ppt_yppt_yppt_y Стандарты второго поколения меняется организация учебной и внеурочной деятельности возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого. уделяется значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, возможностей здоровья..
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Актуальность Исследования в этой области (К. А.Абульханова-Славская, А. Г.Асмолов, И. С.Кон и др.) подтверждают наличие потребностей у детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.Создавая педагогические условия, мы даем возможность ребенку стать тем, кем он хочет быть, почувствовать свободу творческой самореализации.Усилия должны быть направлены на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка, организацию творческого созидательного пространства для саморазвития личности ребенка. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России. Степень новизны педагогического опыта заключается в интеграции основного и дополнительного образования для расширения социокультурного поля личностного роста и самореализация ребенка, в практическом использовании авторских способов и приемов саморазвития личности. Педагогические условия выступают регулятором потенциалов саморазвития, стимулируют творческую самореализацию и самоопределение ребенка, если она являются для него средством обеспечения позиции субъекта познания, деятельности, творчества, общения и обогащают его жизненный опыт.. «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей» К.Д. Ушинский «Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» Д.В. Григорьев и П.В. Степанов внеурочная деятельность это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов) Ценностные ориентиры Создание рациональных педагогических условий для личностного саморазвития невозможно без опоры на его механизмы. механизмы самопринятие самопрогнозирование



что такое самопринятие? Самопринятие — безусловное позитивное отношение субъекта к собственным личностным ценностям независимо от их оценки окружающими людьми.Педагогу важно знать:-что воспитанник безусловно принимает в себе - к чему положительно относится- что сеет в себе негативное


Что такое самопрогнозирование Самопрогнозирование — механизм, с помощью которого личность определяет возможности своего развития, выделяет требования, на которые необходимо ориентироваться.Самопрогнозирование личности определяют:ориентация на свои поступки ситуации внутренней жизни и среда, которая окружаетнаправленность на предсказания собственных действий в контексте динамики внешней ситуации рассмотрение себя на разных временных этапах личностного онтогенеза.



Задачи внеурочной деятельности привлечение ребят ребята научатсяисследовательские проектытворческие занятияспортивные мероприятияизобретать, понимать и осваивать новое быть открытыми и способными выражать собственные мысли уметь принимать решения и помогать друг другу формулировать интересы и осознавать возможности. Подходы организации внеурочной деятельностиСистемно-деятельностный подходЛичностный подходПринятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектамиуважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о Человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса Принципы внеурочной деятельностиПринцип гуманистической направленностиПринцип успешности и социальной значимостиПринцип вариативности.Принцип креативности Способы реализации внеурочной деятельностиСпособы реализациивнеурочной деятельностиОбразовательная встречаПутешествие СобытиеПогружение




СобытиеЭто может быть праздник по случаю…, любое состязание, соревнование (интеллектуального, художественного, спортивного и др. содержания), дискуссия, обсуждение возникшей проблемы, требующей достаточно быстрого решения или выяснения точек зрения. пУТЕШЕСТВИЕобразовательное путешествие - это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧАОбразовательная встреча – это достаточно широкая по сути и комплексная по содержанию форма внеурочной деятельности, означающая встречу с новым жизненным опытом, с искусством, с другим человеком. Это движение навстречу друг другу, стремление к совместному сопереживанию, к «со-действию»; пространство общения, диалога, когда, с одной стороны, участники могут высказать свои мысли и чувства, а с другой – научиться слушать и слышать. Это возможность развития толерантности, уважительности, культуры общения. ПОГРУЖЕНИЕПогружения - занятие, направленное на освоение разнообразных форм внеурочной и учебной работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа, организации деятельности детей имеющей определенную временную протяженность и некую «глубину» образовательного пространства. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИобщекультурное общеинтеллектуальное социальное духовно-нравственное спортивно-оздоровительное {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиПознавательная деятельностьПознавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся;образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии,факультативные занятия,ученические научно-исследовательские сообщества,интеллектуальные игры,конференции,олимпиады,интеллектуальные марафоны,предметные недели. {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиХудожественное творчествоЗанятия объединений художественной направленностиХудожественные выставкиФестивалиСпектаклиХудожественные акции школьников в окружающем школу социуме {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиПроблемно-ценностное общениеЭтические беседыДебатыТематические диспутыСитуационные классные часыГрупповая проблемная работа Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиДосугово- развлекательная деятельность(досуговое общение)Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставкиКонцерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школыДосугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.) {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиИгровая деятельностьИгра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуациейСоциально моделирующая игра {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиСоциальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность)Социальная пробаКТД (коллективное творческое дело)Социально-образовательный Проект {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиТрудовая (производственная деятельность)Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел.Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослогоДетско-взрослое образовательное производство {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиСпортивно-оздоровительная деятельностьСпортивные секции,Оздоровительные процедурыШкольные спортивные турниры и оздоровительные акцииСпортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Виды внеурочной деятельностиФормы внеурочной деятельностиТуристско-краеведческая деятельностьОбразовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружокТуристский поход, краеведческий клубТуристско-краеведческая экспедицияПоисково-краеведческая экспедицияШкольный краеведческий музей ФОРМЫ РАБОТЫ -экскурсии, -кружки,- секции,-круглые столы, -конференции,- диспуты,-школьные научные общества,- олимпиады, -соревнования, -поисковые и научные исследования, - общественно полезные практики. Этапы создания условий для саморазвития и самореализации учащихся Сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители.Формирование системы внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учрежденииВключение различных видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации, что позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие и самореализацию и станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей. Совокупность видов внеурочной деятельности должны образовать целостную систему ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы школы, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности.школаУчреждения дополнительного образованияСпортивные учрежденияМЧСРазличные учреждения (медицинские, пенсионный фонд и др.)Досуговые центры





Этапы саморазвитияПоиски себя Я ХОЧУСамопознание Я ЗНАЮСамоутверждение Я МОГУСамоопределение ТВОРЧЕСТВО ЛитератураФормы коллективно-творческой деятельности в работе классного руководителя: Методические рекомендации классному руководителю по организации воспитательной деятельности в классе / Авт.-сост.: А.В. Кисляков, К.С. Задорин, Д.А. Шилков – Челябинск: ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2009.Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.Евладова Е.Б. Организационные модели и способы реализации внеурочной деятельности.Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.Статья написана по материалам портала kak-zhzh.ruМатериалы обобщения педагогического опыта Г. И. Черепановой. Хабаровск 2009