Экологический урок-презентация Каспий-жемчужница Дагестана


МКОУ «Уралинская СОШ» 2017 годПлан-конспект экологического урока«Каспий – жемчужина Дагестана»Автор : учитель биологии химии Кадилова Халимат.Хакимовна.3/21/20171 ТИП УРОКА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ или общеметодологической направленности. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:НАГЛЯДНЫЙ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: Ресурсы: Мультимедийное оборудование – проектор, ноутбук, интерактивная доска-приставкаинформационно-коммуникационные технологии - повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций; технология развития интеллектуально-творческого мышления - формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся; использование игровых технологий; здоровьесберегающие технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.хронология: 60 минут. Цели урока:Изучить растительный и животный мир Каспийского моря, сделать вывод об экологических проблемах Каспия;Развитие критического мышления;воспитание экологически грамотного подрастающего поколенияСделать экспертные выводы по актуальности данных проблем и действенности предлагаемых решенийКак найти баланс между ценностью современной добычи нефти и уникальностью природного комплекса КаспияДоказать уникальность, огромную ценность и невосполнимость живого мира КаспияЗадачи: - образовательные: знать изученный материал экологического урока.- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к окружающей среде.Предметные- применяют знания биологии и экологии, как науке о живом мире;- оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;- владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы.Метапредметные- регулятивные: - самостоятельно определяют цель учебной деятельности, регулируют учебную деятельность.- участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением, высказывают своё; - коммуникативные: - осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе. - познавательные: - извлекают необходимую информацию из учебника;- соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.Личностные- в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку. Актуализация ИЗУЧаемого МАТЕРИАЛА: человечество неразрывно связано с окружающей средой и экологией природы. Мы считаем, что формирование основ экологической культуры - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Общие сведения Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м. Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500 — 6700 километров, с островами — до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории — низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными протоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега — на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море — Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие. Каспийское море - величайшее в мире бессточное озеро, на границе Европы и Азии, названное морем за величину (371 тыс. км2) и солёность воды. Каспийское озеро - море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером - морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.  Животный мирЖивотный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень.  Осетровые каспия В Каспии обитает 769 видов животных, 55 видов рыб. Наиболее ценные рыбы: белуга, осетр, севрюга. На долю Каспийского моря приходится 80% осетровых, ежегодно добываемых в мире.

Птицы на КаспииНа берегах Каспийского моря много водоплавающих птиц. Здесь встречаются лебеди, фламинго и другие птицы.Некоторые птицы являются постоянными обитателями, другие – пролетные.

Границы Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) — на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километровКазахстана — на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километровТуркмении — на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километровИрана — на юге, длина береговой линии — 724 километраАзербайджана — на юго-западе, длина береговой линии 955 километров Добыча нефти и газаВ Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 — 20 миллиардов тонн. Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем — и на других территориях. Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины. 
Главные портыАстрахань (Россия), Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Ленкорань (Азербайджан), Актау, Красноводск (Туркмения), Энзели (Иран). Каспийские пляжи и пески отдыха Экологические проблемыЭкологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу.

Экологические проблемы Каспийского моря и их причины Вместе с тем, их можно сгруппировать следующим образом:1)загрязнители, поступающие вместе с впадающими в Каспий реками; 2) загрязнение от городов и промышленных объектов, расположенных в прибрежной зоне; 3) загрязнение в связи с морской нефтедобычей и транспортировкой; 4) загрязнение от оставшихся под водой источников в прибрежной зоне в результате поднятия уровня Каспийского моря. Каспий источник??? Какая особенность Каспия вам понравилась?Какие живые существа объединяет Каспий?Роль Каспия???Что значит относится к по-хозяйски? Какое влияние человек оказывает на Каспий?Почему называем жемчужиной? Учащиеся делятся на две группы и отвечают письменно на листочках, группы проверяют работы друг у друга под контролем учителя, дополняют ответы. Рефлексия Что мы изучали сегодня на уроке? А зачем это нужно знать? Молодцы, ребята, это очень важно для нас и для нашего будущего. Хорошо, класс, давайте поставим себе оценки, кто сегодня был самым активным, лучше всех запомнил термины и назвал больше всех слов? Этим ребятам поставим «отлично». Тем, кто запомнил определение, работал хорошо, и называл слова – ставим «хорошо». Молодцы! Спасибо за работу, до свидания.