Планирование работы классного руководителя на второй и третьей ступени образования


методические рекомендации для классных руководителей«Материалы для планирования работы классного руководителя на второй и третьей ступенях школы» Мероприятия, проводимые с обучающимися второй и третьей ступени 5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й классМладший подростковый возраст (11-12 лет)Старший подростковый возраст (13-14 лет)Старшеклассники (15-17 лет)12345678Возрастные особенностиПотребность, которая встречается у детей этого возрастаПотребность учиться. Необходимо создание ситуаций, дающих возможность проявить себя как взрослыйСнижается потребность учиться. Хочется казаться взрослыми. Необходимо создание ситуаций, дающих возможность проявить себя как взрослыйПотребность быть взрослыми (поступать как взрослые; желать, чтобы к нему относились как к взрослому). Идеалом являются старшеклассники. Самое главное-самоутверждение. Необходимо дать возможность самоутвердиться через успешную деятельность и принимать решения как взрослыеПотребность самоопределения через самопознание. Необходимо дать возможность для самопознания, создавать ситуации выбораВедущая деятельностьИгровая и познавательная деятельностьСамоутверждение Деятельность по самоопределениюОбщение Ребенок-Взрослый-Ребенок (живут сегодняшним днем). Стимулы должны применяться «сейчас», так как следующий день – это «другая жизнь»Ребенок-Ребенок. Общение в микрогруппах. Разные интересы у мальчиков и девочекОбщение со сверстниками. В качестве авторитета выступает коллектив ровесников. Подражание окружению (желание быть «как все»). Появляется интерес к противоположному полуПоявляется желание найти свою индивидуальность
Отношение к педагогуНеограниченный авторитет учителя и родителейАвторитет учителя становится ограниченным, зависит от организаторских способностей педагога. У учащихся появляется обостренное чувство справедливости по отношению ко всем, в особенности к учителюВзрослый воспринимается как советчик. Взаимоотношения педагога и учащихся требуют особого построения речи (например, «Я прошу, помоги мне, пожалуйста»)Взрослый воспринимается как консультант. Общение между педагогом и учащимися возникает, когда у ребенка появляется проблема и нужен советДействия педагога1.Определить «области успеха» для каждого ученика, создав тем самым условия для развития и самоутверждения (сделать ккцент на групповые формы работы с изменением вида деятельности).2.Учить самоанализу, направляя на аргументацию оценки деятельности.3. Формировать представления о взрослости 1. Создать условия для развития и самоутверждения.2. Помощь в выборе направлений деятельности учащихся.3. Дать возможность применять свои знания, умения и навыки в практической деятельности (возможность самоутверждения)Оказать помощь в определении своих жизненных перспектив. Учить принимать решения в ситуации выбора5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й классМладший подростковый возраст (11-12 лет)Старший подростковый возраст (13-14 лет)Старшеклассники (15-17 лет)12345678 5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й классМладший подростковый возраст (11-12 лет)Старший подростковый возраст (13-14 лет)Старшеклассники (15-17 лет)12345678Трудности возрастаТрудности адаптации в новом коллективе. Трудности в организации учебного процессаТрудности в организации учебного процесса. Трудности в общении со сверстникамиТрудности в общении со сверстниками Конфликты между девочками и мальчикамиТрудно давать самооценку и самоутверждатьсяТрудности в выборе профиля обученияТрудности в определении жизненных целей, в построении перспективы профессиональной и семейной жизни Приоритетные направления деятельности классного руководителяСоздание условий для успешной адаптации учащихся. Реализация девиза «Учись учиться»Реализация девиза «Учись учиться». Учить общению и культуре поведенияУчить выстраивать взаимоотношения между мальчиками и девочками. Развитие навыков общения со взрослымиОрганизация деятельности по самопознанию («Кто я? Какой я?»)Организация предпрофильной подготовкиПомощь в личностном самоопределении. Организация профильного обучения и воспитательной работы по профилямЦель воспитанияПомощь учащимся при адаптации в новом коллективе, построенном на основе норм и правил уважительного отношения друг к другу и самодеятельностиПомощь учащимся в поиске способов выражения своей индивидуальности и в освоении различных социальных ролей через творческую деятельность в коллективе Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельностиПомощь учащимся в осознании своих личностных особенностей, соотнесение их с выбором профильного классаПомощь учащимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора Задачи воспитания1. Содействовать развитию организаторских способностей учащихся.2. достигнуть оптимального сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей).3. Проводить коррекционную работу по результатам диагностического минимума.4. Создать условия для творческого развития и самореализации каждого учащегося; приобретения навыков самоуправления через накопление жизненного опыта.5. Формировать у учащихся умение бесконфликтного общения в классе.1. Развивать познавательную активность учащихся, работать над повышением мотивации учебной деятельности.2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.3. Продолжить работу над формированием классного коллектива.4. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.5. Формировать нравственное самопознание, ответственность как черту личности.6. Обучать культуре поведения на основе управления собой (через организацию самоуправления в классе и школе)1. Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.2. Закреплять устойчивые интересы, способствовать самоутверждению и максимальной реализации себя в сферах своих интересов.3. Формировать нравственное самопознание, ответственность как черту личности и обучение культуре поведения на основе управления собой (через организацию самоуправления в классе и школе).4. Формировать представления о здоровом образе жизни1. Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.2. Представлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.3. Развивать у учащихся чувства долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.4. Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.5. Формировать навыки здорового образа жизни5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й классМладший подростковый возраст (11-12 лет)Старший подростковый возраст (13-14 лет)Старшеклассники (15-17 лет)12345678 Изучение личности ребенка (диагностика и мониторинг)Изучение условий проживания школьников. Ведение карты здоровья учащихся класса. Мониторинг результатов учебной деятельности учащихся (по итогам четвертей и учебного года). 1. Проведение опросника.2. Оценка работоспособности.3. Выявление уровня тревожности.4. Мотивационная анкета.5. Оценка удовлетворенности обучением в школе 1. Выявление ценностных ориентаций.2. Оценка уровня тревожности1. Проведение опросника ШТУР.2. Оценка социальной зрелости личности.3. Оценка отношения к учебным предметам.4. Оценка удовлетворенности обучением в школе1. Оценка отношения к учебным предметам.2. Оценка удовлетворенности обучением в школе1. Проведение опросника ШТУР.2. . Оценка социальной зрелости личности3. Оценка отношения к учебным предметам.4. Профориентационные тесты1. Оценка удовлетворенности обучением в школе.2. Оценка профессиональной готовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей и пр.)3. Профориентационные тестыМодель развития личностиАдаптация Усвоение норм и правил жизни в коллективе и следование им в своих поступкахИндивидуализация личностиПоиск способов выражения своей индивидуальности. Освоение различных социальных ролейПодготовка к послешкольной жизниРазвитие социальной компетентности5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й классМладший подростковый возраст (11-12 лет)Старший подростковый возраст (13-14 лет)Старшеклассники (15-17 лет)