Презентация к уроку ИЗО (+ технология) Народные промыслы. Дымковская игрушка


Роспись Дымковской игрушки Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44» г. ПермьОконешникова Юлия Викторовна Дымковская игрушка появиласьв Дымковской слободе небольшого городка Вяткаболее четырёхсот лет благодарябогатым месторождениям красной глины по берегам реки и мастерству местных мастериц, делающих яркие нарядные игрушки для своих детишек и на продажу к весенней ярмарке. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Киров(Вятка) Дымковскаяслобода Чаще всего мастерицы изображали фигурки домашних животных, а также сцены сельской жизни и образы деревенских барышень и кавалеров. Подчас встречались и сложнейшие композиции, рассказывающие о сельской жизни. Игрушки радовали своими затейливыми формами и яркими нарядными узорами в виде полос икружочков – символов плодородной земли – пашни, воды и солнышка — на белом фоне (!). ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины О ЦВЕТЕ Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного. Поэтапное выполнениеросписи Технология изготовленияДымковской игрушки Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Герои дымковской игрушки: Барыни.Кормилицы.Кавалеры.Мужики.Горожанки. Купчихи.Офицеры.Скоморохи.Звери.Птицы. ЛЕПКА ПОБЕЛКА РОСПИСЬ ОБЖИГ 1 2 3 4 ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК ИЗ ГЛИНЫ Этапы изготовления игрушки Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин,и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, ручки, головку. Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи. Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Дымковская игрушка Каргопольская игрушка Сходства и различия дымковской игрушки с каргопольской Основные этапы лепки и росписи каргопольской игрушки такие же, как у дымковских.Для росписи каргопольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму.В орнаменте и сплошной окраске деталей каргопольской игрушки много красно-терракотового и охристого.