Урок по изобразительному искусству на тему «От кустарного ткачества к современному промышленному производству. Искусство росписи ткани» (5 класс)


МБОУ СОШ № 5 г. ИвановоПрезентацию подготовила : Неверова Лариса Станиславовна, учитель изобразительного искусства От кустарного ткачества к современному промышленному производствуИскусство росписи ткани Фрагмент коптской ткани.Божество реки Нил. IV в.Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Изучая историю ткачества, постоянно сталкиваешься с проблемой непонимания основных терминов и принципов ткачества.Таписерия – принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» – название ковра. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина », а немецкое – «картинный ковер»). Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет. Но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить.Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком.Ткацкий станок вицтеков Например, живущее на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнее племя бакаири научилось изготовлять ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали нити - основу. Уток был намотан на палочку и при ее помощи продевался через основу. Получалась ткань, похожая на циновку. Ткацкая рама такого типа существовала и в Древней Мексике Техника этого примитивного изготовления тканей была распространена в различных частях земного шара: в Азии, Африке, Америке и, конечно, в Европе.Вертикальный ткацкий станок периода свайных построек Одним из наиболее простых способов, облегчающих отделение четных нитей основы от нечетных (для образования так называемого зева при прокладывании в него нити утка), стало натягивание нитей основы на раме в два ряда - задний и передний. Такой способ применялся более 5 тысяч лет назад у древнего племени бакаири. Применяется он и теперь при кустарном производстве украинских ковров - килимов и рогож. Приспособлением для образования зева служила также особая гребенка, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через отверстия в зубьях гребенки пробирали все четные нити основы, а между зубьями - все нечетные.Древний прокладчик уткаДревнеегипетский ткацкий станок В античные времена центрами производства тканей были Греция и Рим. В Греции вырабатывали шерстяные, а с IV века до н.э. льняные ткани. До VII-VI веков до н.э. это носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение греки приписывали богине Афине Палладе. Гомер в"Одиссее писал, что "... ткани ж были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло...« В Древнем Риме также изготовляли в большом количестве для внутренних нужд и на экспорт льняные и шерстяные ткани в крупных мастерских, где трудились рабы.Итак, основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок - были созданы человеком еще в доклассовом обществе.Древнегреческий ткацкий станокПервый древнегреческий челнок Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета, Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции.Вертикальный ткацкий станок с греческой вазы около 550 года до н. э У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна, украшением изделия был связан с множеством обрядов и поверий. Не случайно – ведь одежда, как и пища являются необходимым условием жизни человека, от милости Богов и сил Природы зависит, наделить ли его этим в изобилии или нет. Покровительницей прядения и ткачества считается богиня Макошь (ее имя Ма-кош означает «Мать жребия», и подобно греческим мойрам и варяжским норнам, прядет она нить судьбы каждого живого существа, сплетая их вместе в ткань жизни). С христианизацией Руси ее стали называть именем святой Параскевы-Пятницы, в заговорах и молениях персонифицированная «Пятница» постепенно вытеснила упоминание Макоши. При стрижке овец оставляли клок шерсти - как подношение Мокуше (вариант имени богини). Еще верили, что Мокуша обходит дома и, если пряхи дремлют, она прядет за них (веретена "сами вертятся"). Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол - покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча. Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри. Еще один вид русского ткачества тканье поясов — тканье на бердышке. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых внешне больше напоминает плотную вязку. Бердышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бердышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой проделывались вертикальные прорези-щели. В промежутках между щелями на середине высоты бердышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье. Для изготовления пояса средней ширины достаточно, чтобы бердышко имело 20—22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготавливались шерстяные разноцветные нити, как обычно, связывались в пучок и прикреплялись к неподвижному предмету. Затем нити по порядку пробирали в бердышко: одну нить — в прорезь, другую — в отверстие между прорезями и так далее. Нити натягивались, бердышко поднимали рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимались, а нити, пробранные в прорези, опускались. В полученный зев прокладывали уток и прибивали пальцем или деревянным ножом. Затем бердышко опускали, нити менялись местами, в образованный таким образом зев прокладывали уток и снова прибивали к предыдущей уточине. Затем процесс повторялся. Способ очень прост — в этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда довольно широких. Рисунки поясов были разные, от продольных полос, гладких и пестрых до сложных браных узоров, выполнявшихся с помощью бральницы. Пояс - в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберегаС древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: 'А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство'. Cовременное производствотканейвИвановскойобласти Вышивка издавна является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства жилища пламенели пышными узорами, предпочтительно ручной вышивки. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания узоров невиданной красоты.Богата Ивановская земля ремеслами и промыслами. Далеко за пределами России получили признание женские наряды, скатерти, рушники, постельное бельеиз льняных и х/б тканей, украшенных ручными ажурами по сетке и мережке. После революции мастерицы объединялись в артели, которые позже перерастали в фабрики. Так в 1942 году появилась артель, а затем из нее в 1943 году была образована Ивановская Строчевышивальная фабрика. Изделия из льна, хлопка, шерсти, украшенные ручной вышивкой: блузы, костюмы, фартуки, рушники, скатерти, постельное белье, изготов-ленные на фабрике, выставлялись в музеях, на выставках, завоевывали золотые и серебряные медали, продавались за рубеж, украшали интерьеры гостиниц в русском стиле. Шли годы, время вносило свои коррективы, но традиции ивановской «белой строчки» сохранялись коллективом и живут в сердцах талантливых мастеров. И в настоящее время коллектив мастериц не отступает от традиций, расширяет круг мотивов, колорит, не утрачивая былого очарования декоративного оформления изделий. Изделия Ивановской строчевышивальной фабрики. С конца 19 века вышивальный промысел начал развиваться в городе Пучеж Ивановской области. В этом городе, в церкви Воскресения Христова, хранился памятник древнерусской живописи - «пучежская плащаница», вышитая иглой в 1441 году. Она всегда служило наглядным примером для пучежских вышивальщиц. А с октября 1927 года, с момента образования Пучежской сторочевыши-вальной артели, ведет свою историю Предприятие художественных промыслов «Истоки». Первыми изделиями фабрики были рушники, скатерти, постельное белье, в войну – товары для фронта, и лишь в советские годы – производство одежды. Сегодня «Истоки» могут предложить покупателям более 300 наименований продукции, в том числе, настоящие эксклюзивные коллекции! Шуя – древний город Ивановской области. С его именем связана одна из ветвей суздальских князей – Шуйских и легендарное имя Дмитрия Пожарского. В близи города располагались мужские и женские монастыри, способствовавшие развитию различных «художеств», например, вышивки и иконописи. Вышивка Шуи ведет свое происхождение с древних времен. Существуя ранее как домашнее занятие, она одна из первых превратилась в ремесло, а потом - и в промысел, благодаря тесным связям с городской средой. В настоящее время сохранились в большом количестве образцы строчевой техники, относящиеся к ХIХ веку. Помимо строчки в Шуе широкое распространение в это время получила тамбурная и гладьевая вышивка «белым по белому». Точной даты организации Шуйской строчевыши-вальной артели в документах государственного областного архива не имеется. В 1934 году Шуйская артель объединяла 12 кустарей, в 1940 году насчитывала уже 125 человек. В это время кроме артельных форм применялся надомный труд, поскольку недостатка вышивальщиц в г. Шуя не было. Вошедшая в моду в конце ХIХ века и начала ХХ века вышивка пользовалась большим спросом. В Шуе она, очень рано приобретшая форму ремесла, в этот период получает промысловый размах. Шуйских мастериц ручной вышивки отличает виртуозное владение разнообразными техниками и высокое качество исполнения. Следование художественным особенностям традиционной ивановской вышивки, сохранение узоров и приемов старинного шитья, высокий уровень исполнительского мастерства обеспечили Шуйскому промыслу экономическую стабильность и творческую индивидуальность. В марте 2000 года в поселке Пестяки Ивановской области группа мастеров организовала предприятие ООО «Вышивка» и начала выпускать свою продукцию, сохраняя и развивая местные традиции. Гордостью фабрики всегда была и является сама вышивка, которая украшает плоскостные изделия интерьерного назначения: столовое и постельное белье, накидки, декоративные полотенца. Работая над новыми видами строчевышивальных изделий, мастера и художники предприятия стараются возродить характерные для старинной вышивки приемы и орнаментацию. Мастерицам удается создать интересные по ритму и фактурному заполнению орнаментальные полосы, которые в дополнении с мережками создают декоративное оформление современного вышитого произведения. Предприятие ООО «Вышивка» специализируется на выпуске столового белья, скатертей, салфеток, рушников.. Принимает участие во многих выставках: «Ладья»,  «Вологодский лен», «Покупайте российское», в православных выставках. Славится наш город и своими гобеленами. Гобелены из Иваново – текстиль высокого качества, представленный широким ассортиментным рядом. Сегодня гобелены не менее популярны, они приспособлены к современной жизни, но все же сохраняют идентичность с творениями старинных мастеров прошлых лет. Это уникальные вещи, которые создают уют в доме, дарят хорошее настроение и комфорт. Гобелены – древнее искусство, колоритное и знаменитое. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. История возникновения батика теряется в глубине веков и на право первооткрывателей претендуют Египет, Персия, Индия, Китай. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово "bа" — означает хлопчатобумажная ткань, а "-tik" — «точка» или «капля». Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Ивановскую школу батика узнают по брызжущим светом, акварельным пейзажам зарисовкам, филосовским раздумиям на шелке. Шелковая палитра является постоянным участником выставок "Мода и стиль". Ивановское творческое объединение свободных художников "Шелковая палитра" существует уже более 10 лет. В него входят как молодые так и зрелые художники. Обладая большим творческим диапазоном, наши мастера создают неповторимые изделия из струящегося шелка, от косынки и галстука, до ширмы театрального занавеса Любовь Тощева – наша замечательная землячка, мастер по батику. Её работы - это не просто декоративные вещи для украшения интерьеров, а самостоятельно живущие и дышащие произведения искусства, несущие определённую энергетику художницы, заставляющие нас окунуться и размышлять над такими вечными темами как время, любовь и материнство. В своей работе художник использует натуральные шёлковые ткани и немецкие красители, которые на заключительной стадии проходят специальное закрепление. После этой операции изделия устойчивы к воздействию влаги и солнца.  Ивановский музей ситца – один из самых удивительных музеев в России. Аналогов ему нет во всём мире. Здесь хранятся изделия, которые изготавливались мастерами ткацкого искусства города Иваново и Ивановской области, в том числе и образцы старинной ручной работы, а также орудия труда ткачей. Музей ситца разместился в доме, принадлежавшем династии Бурылиных. Наиболее известным её представителем был Дмитрий Геннадьевич Бурылин, много сделав-ший не только для раз-вития ивановской про-мышленности, но и для сохранения образцов изделий для потомков. С момента открытия в музее действует постоянная экспозиция «Ивановский текстиль. История и современность». В ней особое внимание уделяется произведениям декоративно-прикладного искусства. Разнообразие коллекции огромно, она отражает практически все виды русского ткацкого искусства последних трёх столетий. Среди экспонатов не только готовые изделия, но и орудия труда, приме-нявшиеся при их изготовле-нии. В 2007 году Музей ситца в городе Иваново отметил своё двадцатилетие. Там также была открыта новая постоянная экспозиция, посвящённая одному из самых известных модельеров России «Слава Зайцев. Жизнь - Творчество». Как известно, Вячеслав Зайцев является уроженцем города Иваново. Российский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра» проводится ежегодно, начиная с 2006 года. Цель фестиваля – содействовать производству конкурентоспособных льняных тканей, одежды, домашнего текстиля, обуви, головных уборов изо льна, установлению межрегиональных экономических связей, формированию творческой площадки для обмена опытом. Президент фестиваля – народный художник России, лауреат Государственной премии, академик Вячеслав Зайцев. Спасибо за внимание!