Презентация на тему В.Ф.Шаталов Интенсивное образование на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.


В.Ф.ШаталовИнтенсивное образование на основесхемных и знаковых моделейучебного материала.

Главная заслуга В.Ф. Шаталова - разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович (родился в 1927 г.) – ученый, педагог, народный учитель СССР.Разработал авторскую образовательную модель, широко известную как методика интенсивного обучения Шаталова.

Эффективно ли использование данной технологии на уроках русского языка?
Цель: выявить специфику данной технологии. Задачи:1) Рассмотреть классификационные параметры технологии.2) Рассмотреть целевые ориентации технологии и соотнести их с требованиями ФГОС.3) Выявить особенности содержания технологии.4) Выявить особенности методики. Гипотеза Если использовать на уроках русского языка технологию В.Ф Шаталова «Интенсивное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» , то будут сформированы знания, умения, навыки и важнейшие способы умственных действий, которые необходимы для достижения целей и задач данной дисциплины на оптимальном уровне.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИУровень применения: общепедагогическийФилософская основа: приспасибливающаясяМетодологический подход: системный, стратегический Ведущий фактор развития: социогенныйНаучная концепция освоения опыта: ассоциативно – рефлекторная, поэтапно интериоризаторскаяОриентация на личностные сферы и структуры: информационная – учебные компетентностиХарактер содержания: светский, общеобразовательный, технократический, жёстко-стандартный, дидактоцентрический, монотехнологический Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «репетитор» + «консультант»Вид социально-педагогической деятельности: обучающаяПреобладающие методы: объяснительно-иллюстративныеОрганизационные формы: классно-урочная, академическая, индивидуально-групповаяКатегория объектов: массовая, все категории.Подход к ребёнку и ориентация педагогического взаимодействия: сотрудничество с элементами дидактоцентризмаНаправление модернизации: на основе активизации и интенсификации деятельности детейПреобладающие средства: наглядные, знаковые, компьютерные Целевые ориентации Нашли соответствие отражения в требованиях предъявляемых ФГОСОбучение всех детей, с любыми индивидуальными даннымиФормирование знаний, умений и навыков и важнейших общеучебных способов умственных действийВоспитаниесамостоятельности

style.rotation Не нашли соответствие отражения в требованиях предъявляемых ФГОСЕжедневные уроки физвоспитания.Пятидневная рабочая неделяУскоренное обучение (обучение за 9 лет в объёме средней школы)Воспитание трудолюбияЛиквидация неуспеваемости


Особенности содержания
Механизм понимания уровней включает 2 процесса:Прогнозирование (развертывание)-данный процесс направлен вперед, на разведку пути воспроизведенияПерекодирование (свёртывание)данный процесснаправлен назад, на сортировку и упаковку воспринятой информации
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation при перекодировании во внутреннюю речь текст, прежде всего, сжимается, схематизируется, преобразуется в какие-то очень краткие, но ёмкие образы-символы
ppt_xxshearppt_x Средства наглядности позволяют «обмануть» оперативную память. Психолингвистическая гипотеза В.Ф.Шаталова наглядные пособия, независимо от того, какие явления они выражают — наблюдаемые или невидимые, усиливают механизм понимания за счёт опоры на зрительный анализатор, который в сравнении со слуховым увеличивает объём одномоментного восприятия.
Опорный конспект (конспект опорных сигналов) представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
В.Ф. Шаталов придаёт значение ещё двум факторам усвоения:
Особенности методики 1. Изучение теории в классе:обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО). Содержание диалога с классом (объяснения) организуется графически и закрепляется в форме опорного конспекта, изображаемого на доске. повторное краткое объяснение по красочному плакату — опорному конспекту; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

2. Самостоятельная работа дома: Памятка ученику: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование);запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.


3. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта:
ppt_xxshearppt_x 4. Устное проговаривание опорного конспекта
5. Второе повторение — обобщение и систематизация:
Формы контроля: письменный по опорным конспектам;самостоятельные работы; устный громкий опрос; «тихий» опрос;магнитофонный; парный взаимоконтроль; групповой взаимоконтроль; домашний контроль; самооценка.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитываются трудолюбие, воля; возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях.
style.rotation
style.rotation Общая установка учителя: Все обязательные этапы процесса усвоения (восприятие, осмысление, закрепление, формулирование умений, применение на практике новых знаний и умений) «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут.
Другое существенное отличие технологии С.Д. Шевченко — организация ученического самоуправления учебной работой учащихся, передача почти всех функций проверки и контроля знаний (а частично и объяснения) самим школьникам.
Вариативная технология применения графов — оригинальных опорных конспектов учебного материала, разновидности которых определяются психологическими особенностями учащихся и дидактическими целями (Б.И. Дегтярёв, г. Донецк).
Вывод