Конфликты в педагогическом общении и способы их преодоления Презентация для сообщения на педагогическом совете


Конфликты в педагогическом общении и способы их преодоления ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСОВЕТ Цель: Раскрыть проблему конфликтов в педагогическом общении, освоить способы и приёмы бесконфликтного общения ЦЕЛЬ: Задачи: 4 Рассмотреть педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие, психолого-педагогическое понятие конфликта в педагогическом общении 1 2 3 5 Рассмотреть способы предотвращения конфликтов в педагогическом общении Освоить приёмы бесконфликтного общения Смоделировать формат учёта применения способов и приёмов бесконфликтного общения Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы Форма проведения педсовета СЕМИНАР с элементами практикума Актуальность темы педсовета:результат анкетирования учащихся 5-11 классов Основная часть: Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие 1 4 3 2 2. Общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом 3. Общение с коллективом в целом 1. Общение педагога с отдельными учащимися 4. Общение педагога через коллектив с отдельными учащимися Можно выделить 4 линии общения Педагогическое общение – коллективная система социально-психологического взаимодействия Информа-ционная Контакт-ная Побудите-льная Амотивная Основные функции педагогического общения Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в УВП Исследования по проблеме общения Педагоги Учащиеся Коммуникативное «взаимозаражение» Педагогическое сопереживание ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ активаторы заражают проблемой совместным поиском эмоциональнаяреакция класса А.С. Макаренко А.С. Макаренко «… можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» Педагогическое умение воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности – показатель уровня и глубины восприятия информации Эмпатия Эмоциональная идентификация Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребёнком, жить его чувствами и мыслями, а значит адекватно понять его мысли и переживания – сложная задача Педагогическое общение Адекватное понимание педагогами учащихся и учащимися педагога Педагогическое общение Руководство для оптимизации общения с детьми 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя 6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).7. Продуктивность общения. 8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий 9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов). 12. Итоговая, общая характеристика общения Профессионально-педагогическая направленность личности педагога 2.2. Конфликты как барьеры в педагогическом общении С. И. Ожегов столкновение, серьезное разногласие, спор «Советский энциклопедический словарь» (1984) столкновение сторон, мнений, сил «Философском энциклопедическом словаре» (1983) «Конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений «Социологический словарь» (1991) Социальный конфликт как «предельный случай обострения социальных противоречий» АКСЕЛЕРАЦИЯ Трудности в воспитании Причины конфликтов в школе усиливает дисгармонию ребёнка с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса КОНФЛИКТЫ Слишком жёсткое или слишком лояльное отношение к ученикам Для детей - Учитель – Человек!?? Причины конфликтов в школе вызывает реакцию протеста КОНФЛИКТЫ Изменение отношения к учёбе Учитель должен понятно, доступно объяснять материал!!!УЧИТЕЛЬ – ДРУГ и ТОВАРИЩ Причины конфликтов в школе Учёба как подготовка к взрослой жизни КОНФЛИКТЫ По мнению учеников идеальный учитель – это человек, в котором: Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью КОНФЛИКТЫ в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны Высшее искусство педагога При максимальной требовательности к детям не подавить их активность, не исказить эмоциональный тон, стимулировать творческую активность детей, их настрой на общие дела и содружество сохранить в детях самоуважение и чувство собственного достоинства, Высшее искусство педагога «Учение – это прежде всего человеческие отношения» – В.А. Сухомлинский Варианты приветствия Характер распоряжений учителя Манера встречи с классом Способы оценки готовности детей к совместному труду, информация о перечне конкретных операций, о возможной помощи, контроле и др. Показатели творческого подхода к организации учебного труда, продуктивного взаимодействия и бесконфликтного общения с классом на уроке Основная часть: Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций, провоцируемых учителем ПрактикумРабота в группах «Карусель» Приём избегания конфликтогенов Приём «Я-высказывания»и «Ты-высказывания» Приём «имени» Приём «комплиментов» Приёмы бесконфликтного общения Работа в группах Выскажите своё мнение о приёмах бесконфликтного общения, обосновывая проценты, выставленные в ваших группах Презентация результатов работы в группах ?% ?% ?% ?% Приём БКО Приём БКО Приём БКО Приём БКО Правила для учителя Формат учёта применения способов и приёмов бесконфликтного общения на уроках учителями-предметниками МОУ «Ульяновская СОШ № 2» Вести мониторинг применения способов и приёмов бесконфликтного общения на уроках учителями-предметниками Внести необходимые изменения в планирование работы школы с целью повышения уровня педагогического общения Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование учителями-предметниками школы способов и приёмов бесконфликтного общения Принятие решения педсовета 2 3 4 1 Провести повторное контрольное анкетирование учащихся школы в конце 2010-2011 учебного года Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства Оценка продуктивности педсовета Оценка Оценка Оценка Оценка «Конфликты в педагогическом общении» Презентация создана на основе шаблона, представленного разработчиками сайта www.themegallery.com