Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки для детей дошкольного возраста


Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки Улыбка или ЗаборчикШирока Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краёв и до десны.Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние перед­ние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж­ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке. Загоним мяч в воротаЩёк своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертуш­ку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направлен­ная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в неболь­шую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в буты­лочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки, Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Наказать непослушный язычокА теперь уж не зубами — Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па».Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по­шлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облег­чает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение уп­ражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину, языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта Лопаточка или сделать язык широкимПоперёк улыбки лёг –Отдыхает язычокЦель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж­нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Горка или Киска сердитсяУлыбаюсь, рот открыт — Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразитЦель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя­щих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред­ложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение Чистим нижние зубкиХодит «горка» влево - вправо, Чистит зубки очень браво.Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» ниж­ние зубы с внутренней стороны.Обратите внимание! I. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. 3. Упражнение реко­мендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.