Духовная жизнь 1940-1960-е гг.


Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. Выполнила: Гончарова В.Н.-учитель истории МАОУ СОШ №8 г. Назарово Появление термина "оттепель". Разоблачение преступлений культа личности развязало активность литераторов. Опубликованная в марте 1957 г. повесть Ильи Григорьевича Эренбурга под заглавием "Оттепель" дала название всему периоду новых ожиданий Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967) русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель. Оттепель в сфере культуры предшествовала либерализации в политике. Если ограничиться только известными именами, то уже в 1953-1956 гг. критик В.Померанцев в эссе "Об искренности в литературе", И.Эренбург в повести с символическим названием "Оттепель" и М.Дудинцев в романе "Не хлебом единым" поставили целый ряд важнейших вопросов:- как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу,- как следует оценить прошлое советской литературы,- в чем миссия интеллигенции,- каковы её отношения с партией,- какова роль партийного контроля творческой деятельностью писателей и худож-ников На эти "кощунственные" вопросы (которые прежде обошлись бы тем, кто их по-ставил, по меньшей мере несколькими годами лагерей) власти, ещё не определившись в своей политике, прореагировали неуверенно. С одной стороны, принимались определён-ные административные меры .С другой стороны, допускались многочисленные обращения деятелей литературы и театра в адрес министерства культуры с предложениями снять определённые рамки контроля за писателями и драматургами. Второй Всесоюзный съезд писателей (15-26 декабря 1954 г.; первый съезд, как известно, состоялся ещё в 1934 г.) прошёл в достаточно откровенных дискуссиях. Один из патриархов советской литературы Михаил Александрович Шолохов, выступая, выразил сожаление о "грязном потоке безликой и посредственной литературы", захлестнувшей страницы изданий. Съезд не вынес никаких серьёзных обвинений в адрес "инакомыслящих" писателей. Напротив, он принёс несколько реабилитаций в литературном мире: были сняты ограничения в публикатороской деятельности таких писателей, как Михаил Афанасьевич Булгаков и Юрий Николаевич Тынянов. Михаил Афанасьевич Булгаков. Юрий Николаевич Тынянов. Литература и жизнь. ХХ съезд партии, состоявшийся через год с небольшим после писательского съезда, сыграл переломную роль. Разоблачения Н.С.Хрущёвым культа личности привели к мучительной переоценке ценностей среди людей, которые особенно скомпрометировали себя при Сталине. Так, спустя два месяца после съезда покончил с собой Александр Александрович Фадеев, первый секретарь Союза писателей СССР с 1946 г. Интеллигенция раскололась на два лагеря: консерваторов и либералов. Главой консерваторов оказался писатель Кочетов Всеволод Анисимович, признанным лидером либералов был Твардовский Александр Трифонович. Рупором консерваторов стали журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь"; идеи либералов проводили журналы "Новый мир" и "Юность". Н.С.Хрущёв балансировал между этими двумя лагерями, проводя двойственную и обречённую на провал политику. Действительно, в духовной жизни сдвиги к отказу от прошлого оказались недолговечными: уже вскоре после XX съезда КПСС, где Хрущёв резко критиковал Сталина, последовало несколько его заявлений с попытками смазать эту сокрушительную критику вроде следующего: "Дай Бог каждому из нас быть таким марксистом, каким был Сталин!" Символом связи литературы с жизнью стали выступления молодых поэтов: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Большое воспитательное значение для молодых поэтов имели ставшие традиционными их стихийные выступления перед массовой аудиторией (по преимуществу – молодежной) у памятника Маяковскому в Москве. Популярны были и организуемые общественностью творческие встречи: в Политехническом музее в Москве, в парках и дворцах культуры, поездки поэтов с чтением стихов по всей стране. Роберт Рождественский Приходить к тебе, чтоб снова просто вслушиваться в голос и сидеть на стуле, сгорбясь, и не говорить не слова. Приходить, стучаться в двери, замирая, ждать ответа... Если ты узнаешь это, то, наверное, не поверишь, то, наверно, захохочешь, скажешь: "Это ж глупо очень..." Скажешь: "Тоже мне - влюблённый!" - и посмотришь удивлённо, и не усидишь на месте. Будет смех звенеть рекою... Ну и ладно. Ну и смейся. Я люблю тебя такою. Мы совпали с тобой,совпалив день, запомнившийся навсегда.Как слова совпадают с губами.С пересохшим горлом —вода.Мы совпали, как птицы с небом.Как земляс долгожданным снегомсовпадает в начале зимы,так с тобоюсовпали мы.Мы совпали,еще не знаяничегоо зле и добре.И навечносовпало с намиэто время в календаре. Вновь в центре художественного произведения становился не выдуманный идеальный образ, а реальный человек в его простоте и сложности. Этим отличались первые произведения молодого писателя киргиза Чингиза Айтматова – повести «Джамиля» «Первый учитель», «Материнское поле». Через судьбу конкретных людей увидели войну писатели старшего поколения: Константин Михайлович Симонов в романе «Живые и мертвые» , Сергей Сергеевич Смирнов в документальной повести «Герои Брестской крепости», Михаил Александрович Шолохов в рассказе «Судьба человека». Пастернак Ожесточённая борьба в области литературного творчества развернулась вокруг только что законченного (в 1955 г.) романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Новой редакцией журнала «Новый мир» (после очередной отставки Твардовского) роман Б.Л.Пастернака, принятый к печати при Твардовском, был отвергнут. Вскоре после этого роман был опубликован за рубежом (в 1957 г. на итальянском языке, затем переведён на другие языки), и в 1958 г. был удостоен Нобелевской премии. Мгновенный успех романа и присуждение ему столь высокой международной награды ухудшило и без того натянутые отношения писателя с властями. Под угрозой высылки из СССР в 1958 г. Пастернака заставили отказаться от премии, хотя несколько лет спустя, в 1965 г., присуждение такой же премии М.А.Шолохову было расценено как выдающийся успех советской литературы. Советская критика объявила роман «Доктор Живаго» немарксистским произведением Про диссидентов. Диссиде́нт (лат. dissidens — несогласный) — человек, политические взгляды которого существенно отличаются от официальной точки зрения в стране, где он живёт. Борется за свободу совести. Диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Деятельность диссидентов сводилась к написанию писем протеста в различные советские и зарубежные издания, к руководителям СССР и других государств, выпуску неподцензурных машинописных журналов, где фиксировались нарушения прав человека в СССР (самым известным был журнал «Хроника текущих событий», выходивший с перерывами с 1968 по 1984 год), а также проведению неофициальных демонстраций. На тыщу академиков и член-корреспондентов,На весь на образованный культурный легионНашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,Вслух высказать, что думает здоровый миллион— Стихотворение .Подражание В.Высоцкому Юлия Кима (1968г.) В ответ власти усилили преследования инакомыслящих. Наиболее жестокой формой борьбы являлись психиатрические репрессии против них. После того как в апреле 1969 г. шеф КГБ Ю. В. Андропов направил в ЦК письмо с планом развертывания сети психиатрических лечебниц в целях содержания там лиц, угрожающих советскому государственному и общественному строю, данная проблема постоянно находилась в поле зрения государственных деятелей развитых капиталистических стран, западной и части советской общественности, специалистов в области психиатрии. Через психбольницы прошли известные диссиденты — В. К. Буковский, П. Г. Григоренко, Н. Е. Горбаневская, В. И. Новодворская и многие другие. Для освидетельствования диссидентов — в подавляющем большинстве психически здоровых людей — направляли в ЦНИИ общей и судебной психиатрии им. профессора В. П. Сербского. В. И. Новодворская после вступления в 1968 г. войск стран Варшавского Договора в Чехословакию стала, по ее словам, «настоящим врагом государства, армии, флота, ВВС, партии, Варшавского блока». Она занялась распространением антисоветских листовок, смело говорила правду о засилье партийно-государственных чиновников во всех сферах жизни, после чего на нее обрушился страшный меч карательной медицины. На протяжении многих лет, проведенных в заключении, В. И. Новодворскую не раз подвергали принудительному психиатрическому лечению. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой.Все перепуталось навек, И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.И только пышные цветы, И звон кадильный, и следыКуда-то в никуда.И прямо мне в глаза глядитИ скорой гибелью грозитОгромная звезда. Анна Ахматова Я вряд ли смогу находиться в системеКакой бы то ни было, Я вряд ли смогу расчленить мое времяНа убыло-прибыло.Несчастная память - и та же разъятаНа правду и вымысел, И помню я больше, чем знала когда-то, Когда меня выбросилКовчег в тот хаос, где Христос и Лубянка, И дань суеверию, Где грубо кусок вымогает цыганка, А быдло - империю, Где небо так ясно и так сумасбродно, Где так я зависимаОт каждой пичужки, живущей свободно, Как было замыслено. Инна Лиснянская РаботыРабина Оскара Яковлевича. Луна и череп Банка с огурцами. Работы Краснопевцева Дмитрия Михайловича Работы Немухина Владимира Николаевича покер Работы Элия Белютина Работы Зверева Анатолия Тимофеевича Таким образом, культурная жизнь 50-60-х годов отразила противоречивый характер хрущёвской "оттепели", в которой парадоксальным образом соединились смелый прорыв в будущее в одних областях с откровенным застоем в других. Некомпетентное вмешательство Хрущёва в творческий процесс вырыло пропасть между жаждущей свободы творчества интеллигенцией и не сомневавшейся в своём праве давать ей руководящие указания партийной верхушкой. Вместе с тем, борьба против идеологических ограничений предыдущего периода привела к тому, что родилось новое поколение интеллигенции – "шестидесятники", которые называли себя "детьми XX съезда", – не приемлющее официального оптимизма и не доверявшее власти.