Презентация по обществознанию на тему Искусство и духовная жизнь ( 10 класс)


ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬОбществознание. 10 класс. Подготовил : Учитель истории и обществознания Кулаев Радион Хастинбекович ИскусствоИскусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театре, кино, дизайнерской деятельности.Это особый способ познания и отражения мира. С его помощью и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразить мир.Искусство изучает наука эстетика (от греч. asthetikos – чувственный, чувствующий) – исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, общие законы искусства, проявляющиеся по разному.


Эстетическая культураУмение воспринимать прекрасноеВоспитывается в человекеНеобходимый компонент развитой личности Особенности искусстваОсобенности:Для искусства характерно чувственное восприятие окружающего мира.Искусство субъективно – лишь пропустив через себя окружающий мир, человек может претендовать на звание творца.Образность искусства – именно создание художественного образа отличает искусство.Для деятеля искусства средством познания мира является художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.


архитектуралитератураТанцыживописьскульптурамузыкаТеатрВИДЫ ИСКУССТВА Искусство зарождается в первобытном обществе и тесно связано с магией. Теории о происхождении искусства{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}БиологизаторскаяИгроваяМагическаяТрудовая-из потребности привлечения внимания противоположного пола.-из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности-из потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии,- из необходимости тренировки для усвоения социальных ролей-форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность (от первобытных времен)-результат труда : полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения. Искусство - это мышление в образах.В.Г БелинскийГлавная задача искусстваНе в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности.Важнейшая особенность искусстваНе в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности. Связь искусства и реальностиРеаль-ностьИскус-ствоЭпохаХудож-никОтражает и воздействуетВлияетИскусство – детище двух творцовИскусство всегда опирается на бытующие в культуре данного общества эстетические представления, каноны и идеалы.Представления, идеалы общества преображаются творческими усилиями конкретного художника в неповторимое, уникальное произведение искусства. Классическое искусство Древней ГрецииВиды искусств Музы покровительницы искусств Зевс и МнемосинаВерховный богБогиня памяти Эрато - муза любовной поэзии, имя рассказывает об умении быть желанными и страстными тем, кто обучается данному искусству Эвтерпа или Евтерпа - муза, дочь Зевса и Мнемосины, покровительствует музыке и лирической поэзии. Имя получила от благодарных слушателей прекрасного песнопения Каллиопа - муза эпической поэзии, имя символизирует чарующее провозглашающее слово Клио - муза истории, дочь Зевса и богини памяти. Изображалась с пергаментным свитком в руках Мельпомена - муза трагедии. Мать сирен. Изображение - женщина в театральной маске в одной руке и мечом - в другой. На голове - венок из виноградных листьев. Изображение говорит о том, что невозможно перечить богам Талия, Фалия - муза комедийного жанра Урания - муза астрономии. Атрибуты - циркуль, глобус. Имя получила благодаря устремленности в небо тех, кто овладел ее знаниями Виды: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д. Их различают по средствам способам создания художественного образа. Виды объединяют в группы:Пространственные – занимают какую-то часть пространства, не меняются во времени и находятся в движении (живопись, архитектура, скульптура)Временные – меняются на протяжении времени, пока ими наслаждаются (литература, музыка, театр)Речевые и изобразительныеЗрительные и слуховыеСинтетические искусства – стремятся объединить в себе достижения других видов.Виды искусства



Различные виды искусств взаимосвязаны между собойПо способу реального существования художественного образа (по человеческим чувствам)Пространственные - те, что видим ________________ Архитектура, скульптура, живопись, Графика, фотография, декоративно-прикладное искусствоВременные – те, которые слышим _________________ Устное народное творчество, музыкаПространственно-временные (синтетические) ____________ Литература, театр, опера, балет, цирк, эстрада, кино, телевидение Проблема соотношения реальности и вымысла в искусствеЧто должно отражать искусство?Реальность? («правда жизни»)Если реальность преобладает, то возникает натурализм, копирование реальностиВымысел? (идеал либо фантастический образ)Если вымысел преобладает, то нарушается правдоподобие, художественный образ разрушаетсяЧтобы быть интересным, искусство должно отражать явления действительности, т.е. быть актуальным, но изображаемая реальность может быть условна, т.е. привычные формы предметов и явлений могут быть изменены по воле (представлениям) художника. Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Чересчур похоже – передразнивание природы, мало похоже – отсутствие уважения к ней.Ци Байши, китайский художник Особенности искусства. Основные чертыЧувственное восприятие, т.е. для искусства важны такие качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний, а не точность, взвешенность и обоснованность. 2) Искусство субъективно Искусство не стремится к объективному отражению реальности. «Связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом» ( режиссёр В.Э. Мейерхольд) 3) Образность, создание художественного образа отличает искусство от других видов человеческой деятельности.Всю ночь бесшумно, на один вершок,растёт трава. Стрекочет, как движок,всю ночь кузнечик где-то в борозде.Бредёт рябина от звезды к звезде. И.А. Бродский 4. Законченность авторских произведений, иными словами живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, а поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. 5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет». У каждого человека и поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого формируются суждения. 6) Процессы в искусстве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества.Часто в неблагоприятных социальных условиях рождаются шедевры. «Золотой век русской культуры» (период крепостничества, реакции).О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина 3. Виды искусства (каждый обладает специфическим языком, своей знаковой системой).Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.Бенджамин Бриттен. Современный английский композитор АрхитектураЗодчество - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.Оскар Нимейер. Собор в городе Бразилиа ЖивописьВид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета. Жанры в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр и др.Сальвадор Дали. Мягкие часы СкульптураВид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве.А. Опекушин. Памятник Пушкину в Москве КиноВид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмок реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.Чаплин в фильме «Золотая лихорадка» ЛитератураВид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес ТеатрВид искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой.Театр «Глобус» ЭстрадаВид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.Элтон Джонс Направления искусства – романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т.д.Существует смесь течений – модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т.п. различают их по приближенности образов, используемых ими для передачи собственного видения мира, к реальности.модернизмготика


Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Романский, X-XIII вв.В архитектуре простота, строгость и массивность. Церковная романская архитектура находилась под сильным влиянием местных условий, а также под влиянием античного, сирийского и арабского искусствГотический, XIII-XVI вв.Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритмуБарокко, кон. XVI – сер. XVIII вв.В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность текучих, криволинейных форм; в парадных интерьерах она сливается с многоцветной скульптурой, сочетается с зеркалами и росписями, иллюзорно расширяющими пространство, и плафонной живописью, несущей ощущение разверзшихся сводовРококо, пер.пол. XVIII в.В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика, изысканность отделки; сложнейшие, изогнутые поверхности, узоры, завитки, изысканные обрамления, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект легкого движения Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Классицизм, XVII – нач. XIX вв.Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону; характеризуется рационализмом, нормативностью творчества, тяготеет к завершенным формам, к монументальности в простоте, уравновешенности композицииСентиментализм, втор. Пол. XVIII-нач. XIX вв.В литературе, музыке, изобразительном искусстве; противопоставление разуму культа чувств как главного в познании и творчестве; проявлялся в искусстве как особое умонастроение: мечтательность, склонность к уединению, размышлению, чувствительностиРомантизм, кон. XVIII – нач. XIX вв.Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир и резким выступлением против будничности и серости действительностиАмпир, три пер. десятилетия XIX в.Ориентировался на античные и древнеегипетские образы, воплощавшие величественную мощь и воинскую силу, поиск изящной простоты и предельной выразительности Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Реализм, XIX – XX вв.Достоверность в воспроизведении действительности без искажений и приукрашиваний, внимательное исследование действительности, утверждение эстетической ценности повседневной жизниИмпрессионизм, втор.пол. XIX в. (1874-1876)В живописи и скульптуре; стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами (через иллюзию света и воздуха, растворение цвета в свете и воздухе, использование чистых цветов и оптического восприятия глаза, лишение предмета материальности формы) и охватить лишь ее внешнюю видимую сторонуМодерн, 1892-1914 гг. (арт-нуво)Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов; художественное взаимодействие разных искусств, смешение техник и жанров, стремление к крупной монументальной формеАвангардизм, или авангард (модернизм), XX в.Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы, порывающие с существующими традициями. Поиск новых форм и путей творчества превращается в самоцель Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Символизм, кон. XIX – нач. XX вв.Таинственность, необычность, мистицизм, стремление открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний. Уединение в мире собственных изображений, видений, созданных силой фантазииФовизм, нач. XX в.Условность формы и пространства, четкий силуэт и лаконизм линий. Создание художественных образов исключительно с помощью яркого открытого цветаЭкспрессионизм, перв.четв. XX в.Единственная реальность для художника – субъективный духовный мир человека. Внешняя повышенная экспрессивность, эмоциональность, почти отталкивающая деформация. Стремление выразить драматическую подавленность, отчужденность человека во враждебном ему миреКонструктивизм, рубеж XIX – XX вв.Основная установка: сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Дадаизм , нач. XX в.Ставка в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, на импровизацию, фотомонтаж. Композиции нарочито аналогичные, иногда абстрактные, иногда составленные из реальных бытовых предметовФутуризм, нач. XX в.Отрицание художественного наследия и достижений прошлого, разрушение условных форм искусства. Чрезмерное восхваление техники, урбанизма, промышленного духа, культ силы и личности художникаАбстракционизм, XX в.Беспредметное искусство, предельный отказ от сознательности, от воспроизведения форм реальных объектов, крайняя формализация композиций. Стремление выразить бегство личности от банальной и иллюзорной действительностиОп-арт, сер. XX в.Использование зрительных иллюзий, создаваемых с помощью эффекта пространственного перемещения, слияния, резких цветовых контрастов, извивающихся линий, пересечение решетчатых и спиралевидных контрастов. Создание на плоскости впечатления удаления и приближения планов, динамика абстрактного пространства Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Супрематизм, нач. XX в.Поиск рационально организованных форм, создание логически упорядоченных конструкций из объемов, линий; комбинации простейших геометрических элементов (квадрата, прямоугольника, креста, круга), среди которых квадрат – наиболее частый элемент, т.е. полностью очищенный от всех содержательных ассоциаций.Ташизм, сер. XX в.Стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в порывистости, импульсивности действий должника, в динамике пятен, объемов, линийСюрреализм, пер. пол. XX в.Восприятие современного мира как абсурдного, парадоксального, безумного. Отражение «сверхреальных» аналогичных связей объектов реального мира, проявляющихся лишь в подсознании человека либо в состоянии сна, гипноза, болезни. Иррациональное сочетание сугубо предметных фрагментов реальности, в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Стремление изобразить смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире Стили в искусстве Запада{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Поп-арт, сер. XX в.Это популярное, общедоступное искусство. Изображение грубого мира материальных вещей. Намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий, фрагментов массовых печатных изданий. Стремление изобразить деидеологизированную личность общества «массового потребления»Гиперреализм, втор. пол. XX в.Точное воспроизведение отдельных фрагментов действительности (цветная фотография, муляж) ради достижения иллюзионистических эффектов, останавливающих внимание зрителя. Имитация документальной точности. Стремление изобразить обезличенную живую систему в жестком и грубом миреНеореализм, сер. XX В. (модификация критического реализма)Показ жизни естественной, «разгримированной». Стремление к социальной справедливости, демократизм, протест против жестокости буржуазного общества. В центре произведения – неизменно судьба простого человека, народная жизнь без прикрас. Стремление личности и преодоление эгоцентризма Основные направления искусства XX в. Классификация видовискусствСредства и способы создания художественного образаПо динамичностиХудожественное самовыражениеПосредством словаИнструменты потребленияПосредствомЗрительногообразаПосредствомОбъемно-пространственнойформыЗвуковые интонациипространственныевременныеречевыеизобразительныезрительныеСлуховые