Развитие разговорной речи во внеурочное время


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ. Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательном учреждении I вида. Задачами РРС на общеобразовательных уроках являются наиболее полное включение сниженного слуха в учебную деятельность и повышение коммуникативной функции речи. Весь общеобразовательный процесс проводится с ЗУА (ИСА). Причем ЗУА(ИСА) рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РРС. С этой целью на уроке предусматривается работа с использованием ЗУА (ИСА) и экрана, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изолированном зрении. Этот прием, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала урока, усложняет процесс овладения ЗУН. Поэтому весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА (СА), используя экран. В этом случае учителем продумываются заранее определенные виды работ, отдельные приемы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т. д. При отборе материала нужно учитывать и привлекать:  При отборе материала нужно учитывать и привлекать: 1. Материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся, типа: какой сейчас урок? Кого нет в классе? фразы, связанные с организацией урока, типа: Иди к доске, Саша. Читай задачу; Проведение дыхательно-голосовой зарядки (фонетическая зарядка);сообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы.2. Материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;организация начала и конца урока. Причем формулировку вопросов и заданий, предлагаемые для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счет введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? использовать Кто отсутствует в классе? Можно усложнять конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живешь? задать вопрос: Назови адрес, где ты живешь? Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделять сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета. Прием работы с экраном целесообразно использовать на таких типах уроках, как комбинированный или смешанный; урок обобщения и систематизации изученного материала; урок контроля и коррекции умений, урок повторения и закрепления. Эти уроки по сравнению с уроками усвоения новых знаний, формирования новых умений создают большие возможности для развития речевого слуха. На общеобразовательном уроке можно использовать прием РРС без ЗУА(ИСА), т.е без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Определи падеж. Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь. Таким образом, на любом общеобразовательном уроке предусматривается работа со ЗУА и без нее, т.е. без усиленного слухового контроля. Любой урок позволяет организовать такую работу. СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!