Презентация для педагогов Ранняя диагностика нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ


Ранняя диагностика нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с нарушениями: • слуха; • зрения; • речи; • опорно-двигательного аппарата; • задержкой психического развития; • интеллекта; • расстройствами аутистического спектра; • множественными нарушениями развития. Временные, относительно легко устранимые трудностей Тяжелые, необратимыепоражения ЦНС Варианты отклоняющегося развития Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ: Дети с нарушением слуха глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ); поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты). Речь не развивается или ее развитие задерживается. Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи их слышащих сверстников, даже плохо говорящих, так как оно очень специфичноРодители раньше обращают внимание на то, что малыш не говорит сам, чем на то, что он плохо понимает обращенную к нему речь. Дети с нарушением зрения слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением), слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,3-0,4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4). Замедленное развитие, что вызвано меньшим запасом представлений, недоста-точной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью вовладении пространством, а самое главное – меньшейактивностью при познании окружающего мира.Страдают познавательные процессы ребенка, наблюда-ются отклонения в эмоцио-нальном и интеллектуаль-ном развитии,в развитии речи и моторики Дети с нарушением речи системные нарушения речи (алалия, афазия); нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия); нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия); нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание); нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). Речь не развивается или ее развитие задерживается. Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи его сверстниковРечь ребенка зависит от ситуации Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит. врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость, деформации стоп; сколиоз; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство). приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Различают следующие варианты: ЗПР конституционального генеза; ЗПР соматогенного генеза;ЗПР психогенного генеза; ЗПР церебрально-органического происхождения. Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций – труднообучаемые дети Дети с нарушением интеллекта УО в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой УО);УО в степени имбецильности (дети с глубокой УО); УО в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой УО). Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Расстройства аутистического спектра ранний детский аутизм; эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; фобическое тревожное расстройство детского возраста; смешанные расстройства поведения и эмоций. Особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего — с человеком. Множественные нарушения развития - это сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание - глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения ОДА и глухоты и т.д. Педагогическая диагностика нарушений развития у детей в ДОУ 1. Отслеживание адаптации ребенка к условиям ДОУ (карта адаптации). 2. Оценка развития ребенка в соответствии с возрастными нормативами по образовательной программе ДОУ (по методикам диагностики моторного, сенсорного, речевого и интеллектуального развития). 3. Наблюдение за поведением, деятельностью, особенностями социального взаимодействия ребенка Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии сенсорной сферы, познавательной деятельности (восприятие цвета, формы, величины, пространственный гнозис);личностной сферы (активность, контактность, фактор эмоционального напряжения, реакция на одобрение, самооценка, уровень притязаний и др.);предметной деятельности (конструктивный праксис. направленность действий, способы действий, принятие помощи);навыков самообслуживания (личная гигиена, одевание, раздевание, прием пищи и др.);игровой деятельности (интерес к игрушкам, протяженность игры, характер игры и т.д.). Методики Стребелевой Е.А.Забрамной С.Д.Рубинштейн С.Я.Венгер А.А. Певзнер М.С.,Розановой Т.В., Семенович А.В.,Семаго М.М. и др. РОДИТЕЛИРЕБЕНКА Диагностика нарушений развития у детей в условиях ДОУ Медицинская диагностика (проводится врачами различного профиля) Педагогическая диагностика (осуществляется воспитателями) Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом- психологом ДОУ) Логопедическая диагностика (осуществляется логопедом ДОУ) Учреждение системы здравоохранения Психолого-медико-педагогическая комиссия Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения Надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.