Познавательно-тематический проект на тему Жил-был Петушок


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«Петушок и его семья» Участники проекта: дети средней группы «АКВАРЕЛЬКИ»родители воспитанников, учитель-дефектолог Филиппова Ф.И., воспитатели: Герасимова М.В., Камбулова Л.А.Итоговые мероприятия: Оформление мини-музея «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок» Презентация мини-музея родителямИзготовление книжек-малышек «Жил-был петушок..» Детско-родительские презентации о петушке и его семье.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие Актуальность:  Одним из перспективных методов в работе нашего микроколлектива, позволяющих решить проблему развития творческих способностей детей служит метод проектной деятельности.Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей.Чтобы маленьким детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них.Мир животных и птиц необычайно разнообразен и привлекателен для детей.Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с домашними животными .Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об  их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними.Вот почему и был составлен проект «Петушок и его семья» (познавательный, краткосрочный, тематический). ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Привлечь внимание детей к миру домашних питомцев,Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка учить систематизировать получаемую информацию, отражая личное отношение, способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами  и строками народно - поэтических творений..  ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1.Уточнить, расширить представления детей о домашних птицах (на примере петуха и его семьи), их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека, учить применять их. 2. Воспитывать гуманное отношение к домашним питомцам. 3. Развивать речь, обогащать словарный запас, наблюдательность, любознательность, умение видеть красоту животного мира, творческие способности, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. 4. Учить соблюдать правила безопасного поведения при общении с животными, формировать осознанное и ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. 5. Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности (игровой, трудовой, художественно-эстетической и др.). Реализация проекта велась поэтапно I этап – подготовительный 1.Сформулированы проблемные вопросы, их изучение и обсуждение: («Что хотим узнать?») - Зачем нужны домашние птицы? - Почему петухи кукарекуют? - Зачем человек приручил домашних птиц? - Почему у петуха шпоры на ногах? - Как ухаживать за домашними птицами? 2.Учебные вопросы: - Какие домашних птиц ы бывают? - Какова роль домашних птиц в жизни людей? - Что мы можем дать домашним питомцам? 3. Разработка плана и содержание мероприятий: - Подборка художественной литературы, произведений фольклора: «Сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух, лиса», «Сказка о золотом петушке»Потешки: «Наши уточки с утра», « Петушок, петушок-золотой гребешок». Считалки: «Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки»Загадки о домашних птицах ( петухе, курице, цыплятах) Подборка игр Дидактические игры: «Я знаю домашних птиц», «Кто у кого?», «Кто чем питается?», «Чего не хватает?», «Закончи предложение»., «Плавает- не плавает», «Собери картинку», «Найди пару»«Чей домик?», «Большие-маленькие»Пазлы: «Петух», «Курица»Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Вышла курочка гулять», «Лисичка, петушок и курочка»Пальчиковые игры «Петушок», «Курочка и цыплята»Физминутка «Шел по берегу петух..»Конструктивные игры: «Курятник». Образные упражнения: «Кто я, угадай?». Подборка пособий и игрового материала (игрушки, иллюстрации, наборы открыток и др.). Определение источников информации (энциклопедии, справочники, познавательная литература). Работа с родителями: Адресное объявление о начале проекта (См. приложение).  Изготовление книжки-малышки «Жил-был петушок», используя детско-взрослые рисункиЦель: привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с детьми мероприятиях. II этап – основной Рассматривание детьми открыток, картинок, энциклопедического материала «Домашние птицы», «Петухи», «Куры». Выполнение проекта Познавательное развитие. Познавательные занятия:«Курочка - пеструшечка»«Петушок-золотой гребешок»Развивающие вопросы:Кто это?Какие у петушка, курочки глазки? Для чего петушку, курочке , цыпленку глаза (хвост, лапки)?Что любит курочка (петушок, цыпленок)?Кто любит сидеть у людей на руках?Кто как кричит?Чьи детки я картинку соберу – кто это? назову «А у тебя сколько цыплят?» Кто он такой, Петушок? Петушка часто называют ласково «Петя, Петушок, Золотой гребешок..» Он красивый, умный. В сказках он всегда побеждает.У петушка есть гребешок красного цвета, бородушка, перышки разноцветные, а на ногах коготки со шпорами. Если шпоры короткие, то это молодой петушок, а если шпоры длинные, то это старый петух.Во время драки петух использует шпоры. Петушок рано встает, всех будит ку-ка-ре-ку.Он-живой будильник. Живет с курами во дворе, спит в курятнике. Человек выводит разные породы петухов. Мне нравятся разноцветные петухи. Вставь картинку петуха Петушок, Петушок, золотой гребешокМаслена головушка, шелкова бородушкаЧто так рано встаешь, голосисто поешь, Деткам спать не даешь «Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив словно порох» (Петушок) Не ездок, а шпорами, Не сторож, а всех будит. ( Петух) Вот какой красивый папа - петушок!           Гребешок аленький, кафтанчик рябенький          Двойная бородка, важная походка.          Раньше всех встает, голосисто поет          К себе курочку зовет. Курочка Глаша Ты знаешь кто я? Правильно, я — курочка, а зовут меня Глаша. Хочешь, я познакомлю тебя со своей семьей? Знакомься — это моя семья. Папа Петушок и наши детки — цыплята. Расскажу тебе, как мы выглядим.Я —  курица. На моей голове есть гребень и бородка. Еще короткий клюв, которым я клюю корм и пью воду. На короткой шее — туловище. А на нем крылья, но летать на далекие расстояния я не умею, взлетаю очень редко и ненадолго. Мои ноги очень сильные, с крепкими короткими пальцами и когтями, с помощью которых я копаюсь в земле в поисках пищи. Я умею хорошо ходить и бегать. Куры бывают разных цветов, то есть у нас разная окраска оперения.Петух очень похож на меня, только он большего размера, также у него большой гребень и бородка. Еще у него на ногах есть шпоры. А какое красивое у петушка оперение! Какой великолепный хвост. А шея!Мы — домашние птицы и живем в курятнике. Нам его строит человек рядом со своим домом. Человек ухаживает за нами, приносит еду, убирается в курятнике. Курятник — это такой теплый сарай с насестом и гнездами. Насест нужен нам для отдыха, а гнезда, чтобы высиживать яйца.А ты знаешь, зачем нужны яйца? Правильно, чтобы ты их кушал. Они очень полезные и вкусные. А еще из яиц вылупляются цыплята. Для этого в гнездо кладут несколько яиц. Я устраиваюсь на них поудобнее и сижу так около трех недель. Ухожу только для того, чтобы покушать. Когда малыши появляются — они вот такие. Здесь маленькие будущие курочки и петушки. У них тоже есть гребень и головка, только светлые — телесного цвета.А сейчас я расскажу тебе о том, что мы кушаем. Нам нравится клевать зерно, мелкую траву, выкапывать в земле червяков, личинки и насекомых. А маленькие цыплята кушают вареные изрубленные яйца и кашу. А ты любишь кашу?Я уверена, что ты уже знаешь, какие звуки мы издаем. Но все же, я расскажу тебе об этом. Вот так звучит мой голос. Эту Петух. А это наши птенцы. Теперь ты многое знаешь о нашей жизни. Надеюсь, тебе понравилось. Пока, пока! — Курочка — рябушечка,Куда ты пошла?— На речку.— Курочка — рябушечка,Зачем ты пошла?— За водичкой.— Курочка — рябушечка,Зачем тебе водичка?— Цыпляток поить.— Курочка — рябушечка,Как цыплята просят пить?— Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Коммуникация Создание книжек-малышек с картинками и рассказами о животных, совместно с родителями.Чтение произведений художественной литературы, в которых упоминаются домашние птицы, рассматривание иллюстраций к ним.Чтение энциклопедической литературы о домашних птицах, совместно с родителями. 1. «Курочка ряба» 2. «Петушок и бобовое зёрнышко» 3. « Сказка о золотом петушке» 4.Сказка « Петушок золотой гребешок» 5. « Кот, петух и лиса».Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.Просмотр обучающего видео «Мои домашние питомцы». Логораспевка «Петушок» Автоматизация звука «К» на занятиях логопеда РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙКоллективная и индивидуальная работа.-Рисование петуха по трафарету -Аппликация «Петушок» -Лепка «Петушок» из пластилина с использованием дополнительного материала - Раскрашивание петуха и курочек- Ручной труд «Цып, цып,цып мои цыплятки-Ниткография «Петушок-золотой гребешок» Аппликация «Золотой петушок» Ниткография «Петушок» Ручной труд«Цып, цып, цып мои цыплятки» Музыкально-театрализованная деятельность:Тематическое занятие «У бабушки Нюры» Слушание «Петушок» (муз. Г. Лобачева), «Цыплятки» (муз. А. Гречанинов)Цель: развитие эмоциональной отзывчивости Пение: «Петушок» (муз. Г.Лобачева, сл.народные), Музыкально-дидактические игры «Вышла курочка гулять», «Мамы и детки»Импровизация движений домашних птиц.Изготовление фигурок домашних птиц на конусе для драматизации сказок.Физическое развитие:Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички и кошка» «Вышла курочка гулять»; «Уточки», «Лисичка, петушок и курочки»Цель: разучить игры, героями которых являются домашние птицы Наши курочки и петушки III этап - заключительный Оформление мини-музея в группе «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок». Цель: обогатить знания детей о петухе и его семье, их роли в жизни людей, показать детям, родителям свои работы за весь период реализации проекта. Презентация мини-музея «Петя, Петя петушок – золотой гребешок» для родителей. Цель: укрепление детско-родительских отношений. мини-музей«Петя,Петя,петушок-золотой гребешок» . Опытно-экспериментальная деятельность «сладкий петушок» Работа с родителями.Просмотр телепередач о домашних птицахИзготовление книжек-малышек «Жил-был петушок»Подбор материала для мини-музея.Постановка новой проблемы:Кто они – эти домашние птицы?Выводы.В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:Повысился уровень знаний детей по данной теме.В группе создана необходимая предметно-развивающая среда.У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми.Практическая значимость проекта.Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению окружающим миром. Спасибо за внимание Рады мы встречать гостей, проходите поскорей.Как живем, во что играем, рассказать вам обещаем.Чувствуйте себя как дома.А вот наши дети – самые лучшие на свете.Наша группа – Акварельки.Мы уже не малышиЛюбим весело резвиться и заниматься от души,А девчонки нашей группы до чего же хороши.А вот мальчишки – озорные шалунишки. Список используемой литературыБондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Воронеж, 2004. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2003. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003. Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, № 6, 2008. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М., 2002. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. № 5, 2007.