Трудный ребенок-действительно ли он трудный?


Вот он сидит перед нами, взгляните.Сжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нити.Словно стена, без дверей и окон.Вот они главные истины эти:Поздно заметили… Поздно учли…Нет! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли. Классификация трудновоспитуемых:I. По типу запущенности:педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):а) с пассивной жизненной позицией (Я – безволие, равнодушие, недоверие);б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);в) с антиобщественным поведением (Я агрессор – жестокие, аморальные);социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания). II. По области психических нарушений:с нарушением в сфере общения;с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;с односторонним умственным развитием;с неправильным развитием волевой сферы.III. По позиции:неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;неудовлетворенные своим положением в семье;с преобладанием связей с дезорганизаторами;с надломленной психикой;с избытком энергии, не нашедшей применения. «Трудный»: младший школьный возрастпроявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитаниядети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой трудиться сообща, старательно выполнять работу. неудачи в игре, трудовых действиях неуверенность в себе обидчивость упрямство капризность грубость несдержанность вялость инертность «Трудный»: средний школьный возрастподростки копируют поведение взрослыхнесамостоятельныпреждевременно взрослеют Возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Недопустимо1. Когда замечания учителя относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка.2. Когда к своей оценке учитель подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Рекомендации:необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность; учить различать истинную и ложную красоту человека; воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; формировать коллективизм; предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку; правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. «Трудный»: старший школьный возрастСтаршие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует. Рекомендации:Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы ребенка. Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита вниманиячрезмерная активность ребенка; излишняя подвижность; суетливость; невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность влияетна школьную неуспеваемость,на взаимоотношения с окружающими ТАК КАК1. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. 2. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. 3. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ1. Отвлечь ребенка от его капризов.2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).3. Задать неожиданный вопрос.4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.10. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). Организация педагогической помощи «трудным» детям1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома « неудачника".3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. 4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение детей, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях педагог использует разумные методы и приемы педагогического воздействия. Существуют следующие группы педагогических приемовСозидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях; -    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;-поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды; помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка; -    всегда учитывайте состояние ребенка;-    не унижайте ребенка;-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил». Влияние семей на воспитание детей.Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Педагогически несостоятельные семьи, конфликтные семьи, асоциальные (асоциально – криминальные) семьи занимаются воспитанием детей, но для них характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Воспитательная функция деформирована Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; потеря эмоциональных контактов с детьми. чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. Формы работы с родителямиТрадиционныеРодительские собранияОбщеклассные и общешкольные конференцииИндивидуальные консультацииПосещение на домуНетрадиционныеРодительские тренингиДискуссииПсихологические разминкиКруглые столыУстные журналыПрактикумыРодительские вечераРодительские чтенияРодительские ринги Микрогрупповая работа с родителями. На встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Разумно пригласить на такое собрание специалиста. Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, где есть дети со сходными проблемами “С ног на голову”. Раз в месяц в классе имеет место 20 или 17 (по числу детей) родительских собраний втроем: ребенок, родитель, учитель. Только на таком собрании не учитель рассказывает маме о проблемах ребенка, а ребенок рассказывает маме и учителю о себе. Установка такая – рассказать о себе как о хорошем ученике: что интересного, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о хорошем за отчетный период. Классный руководитель интересуется как дела дома, мама - как в школе. Причем, интересуются хорошими делами, а не плохими. И спрашивают не друг у дружки, а у ребенка (правильно, кто же лучше знает!). Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов). Организация свободного времени "трудных" школьниковСвободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. т д. Количество  свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны,наблюдается  неумение  "трудного"  рационально  использовать свое свободное время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Формы трудовой деятельностиоформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др. "Трудные дети", -говорим мы с досадой и раздражением. А всегда ли мы задумываемся над тем, каким исковерканным может стать будущее этих детей, если мы не найдем в себе силы, терпения, душевную щедрость и любовь к ним. И самое главное, добиться того, чтобы ребенок никогда не чувствовал своей обреченности, неполноценности. Мудрые слова подросткам1.Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. 2.Упал – начни сначала. 3.Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни. 4.В поисках истины свойственно ушибаться! 5.Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться. 6.Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их! 7.Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо. 8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других. 9.Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает. 10. Если  человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс. 11.Всем людям свойственно ошибаться! Трудный путь в школу в разных странах мира Как говорится, нравится это вам это или нет, но получать знания нужно. Здесь представлена подборка фотографий из разных стран мира, где ученики школ вынуждены преодолевать серьезные препятствия и сложности, просто чтобы добраться до учебы каждый день. Гималаи. Дети идут в школу-интернат. 5-часовой путь в школу по узкой горной тропе в горах Китая. Школьники поднимаются по деревянным лестницам в горах в Южном Китае. Индонезия. Дети переходят реку по сломанному висячему мосту. 800-метровый стальной трос в 400 метрах над рекой Рио-Негро в Колумбии. Индонезия, Риау. Ученики плывут в школу на каноэ. Индия. Дети идут в школу по живому мосту из переплетенных корней деревьев. Мьянма. Девочка едет в школу верхом на быке. Школьная авто-рикша в Индии. Опасный путь через сломанный мост, припорошенный снегом, в китайской провинции Сычуань. Индонезия. Дети на крыше деревянной лодки. Девочки идут в школу по стене Форта Галле 16-го века в Шри-Ланке. Индия, штат Керала. Ученики плывут на лодке.Индия, штат Керала. Ученики плывут на лодке. Дели, Индия.Дели, Индия. Индонезия. Ученики пересекают реку на самодельном бамбуковом плоту. 200-километровая дорога в школу в деревню Пили, Китай. Суматра, Индонезия. Ученики карабкаются по 30-метровому тросу над рекой. Филиппины. Вплавь на надутой автомобильной камере.Филиппины. Вплавь на надутой автомобильной камере.