Лермонтов. Способы создания образа Печорина


Тема урока: « История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в груди.М.Ю. Лермонтов Цели урока: 1. Рассмотреть способы создания характера героя.2. Защита проекта. 1. Тамань2. Княжна Мери3. Фаталист4. Бэла5. Максим МаксимычМежду событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимовиче» проходит пять лет. Хронологический порядок частей Система рассказчиков в романе:Максим МаксимычСтранствующий офицерСам ПечоринЗачем автору такая сложная система? Испытание любовью Три рассказчика Испытание дружбой Испытание опасностью Психологический портрет Особенности композиции Способы раскрытия характера Печорина Жизненная философия ПечоринаЕдинственное удовольствие в жизни- « подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – первый признак и величайшее торжество власти…»Что такое счастье? – « Насыщенная гордость». Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению. Мы видели только казни и ссылки. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы , мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы… Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела – она пробивается во всех его стихотворениях. А.И.Герцен Мнение одного из полковых товарищей поэта „В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“. «Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него — и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. В. Г. Белинский Пушкин - ЛермонтовДмитрий Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен. Василий Розанов Пушкин есть поэт мирного "лада", - ладности, гармонии, согласия и счастья. "Прощайте, ухожу!" - сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего кроме этого. "Разлад", "не хочется", "отвращение" - вот все, что он пел. Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно. О, этот Лермонтов опальный,Сын нашей собственной земли,Чьи строки, как удар кинжальный,Под сердце самое вошли!Он, этот Лермонтов могучий,Сосредоточась, добр и зол,Как бы светящаяся тучаПо небу русскому прошёл. Я. Смеляков