Доклад по математике Быстрый Счет


      МКУ «Вилюйское улусное (районное) управление образованием» МР «Вилюйский улус (район)» РС(Я)МБОУ: «Хампинская средняя общеобразовательная школа им.С.Ф.Гоголева»               Устный счетАвторы: ученики 6 классаХампинской СОШПавлов Степа, Николаев Коля Руководитель: учительматематики Хампинской СОШГоголева Марианна Алексеевна  Хампа -2013г. Одно из условий успешного обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в пятых-седьмых классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращать особое внимание на устный счет. «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» Михаил Ломоносов. Актуальность:Умение считать в уме остается полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Возможность обходиться без специальных оборудований и в нужный момент оперативно решить поставленную арифметическую задачу – это не единственное применение данного навыка. Помимо утилитарного назначения, приемы устного счета позволят научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, умение считать в уме, несомненно, положительно скажется на имидже интеллектуальных способностей и выделит среди окружающих «гуманитариев». Гипотеза: В наше время, не секрет, что многие дети затрудняются решать в уме, даже простые примеры, существует мнение, что человеку не надо знать приемы быстрых вычислений, что для этого существуют компьютеры. Однако польза устных вычислений огромна.1) Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, можно повторить, закрепить, усвоить их не механически, а сознательно.2) При устных вычислениях развиваются внимание, сосредоточенность, смекалка, самостоятельность.3) Устный счет содействует тренировке памяти.4) В то время как письменные вычисления однообразны и шаблонны, в устных вычислениях нет готового шаблона и приемы вычислений разнообразны, что способствует развитию чрезвычайно полезных качеств человека. Поэтому целью нашего исследования стало – доказать результативность использования различных видов устного счета для повышения познавательного интереса к урокам математики.Задачи:1. Найти и изучить несколько методов устного счета.2. Ознакомить класс с методами устного счета.3. Анализировать итоги изучения.Практическая значимость:Использование нашей работы в элективных занятиях и в математических кружках.  ? Уроки устного счета, представленные в этой работе, направлены именно на развитие этих трех составляющих. В первом уроке рассказано, как развить в себе предрасположенность к математике и арифметике, а также описаны основы счета и логики. Затем дан ряд уроков по специальным алгоритмам для совершения различных арифметических операций в уме Урок 1. Внимание и концентрация при счете в умеУрок 2. Простые арифметические закономерности Урок 3. Традиционные методы умножения двузначных чисел Урок 4. Частные методики умножения двузначных чисел Урок 5. Опорное число при умножении до чисел 100 Урок 6. Умножаем любые числа до 100 1. Внимание и концентрацияЧтобы научиться считать в уме по-настоящему быстро, необходимо уметь концентрироваться на конкретном примере. Для начала попробуйте в уме решить следующую задачу.Задача 1. Возьмите 3000. Прибавьте 30. Прибавьте еще 2000. Добавьте еще 10. Плюс 2000. Добавьте еще 20. Плюс 1000. И плюс 30. Плюс 1000. И плюс 10. Ваш ответ: 2. Простые арифметические закономерности-Вычитание 7, 8, 9. Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть 8 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3-Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте ноль в конце), а затем вычтите из результата само число. Например: 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма. 3. Примеры подгонки:Пример 49*49 может решаться так: (49*100)/2-49. Сначала считается 49 на сто – 4900. Затем 4900 делится на 2, что равняется 2450, затем вычитается 49. Итого 2401.4. Чтобы умножить любое двузначное число на 11, нужно между первой и второй цифрой умножаемого числа вписать сумму первой и второй цифры. Например: 23*11, пишем 2 и 3, а между ними ставим сумму (2+3). Или короче, что 23*11= 2 (2+3) 3 = 253.5. Опорное числоПосмотрите на суть этого метода на примере умножения 15 и 18. Здесь удобно использовать опорное число 10. 15 больше десяти на 5, а 18 больше десяти на 8. Для того, чтобы узнать их произведение, нужно совершить следующие операции: 15*18К любому из множителей прибавить число, на которое второй множитель больше опорного. То есть прибавить 8к 15, или 5 к 18. В первом и втором случае получается одно и то же: 23.Затем 23 умножаем на опорное число, то есть на 10. Ответ: 230К 230 прибавляем произведение 5*8. Ответ: 270.   Нашу работу по устному счету мы начали с прошлого учебного года. В 5-м классе мы изучили несколько методов быстрого счета. Наши занятия мы проводим в элективном курсе "Дьо5ур". В этом году мы продолжили изучать методы быстрого счета. На уроках учитель на 3-4 минуту задает устный счет. И каждым разом мы замечаем, что те учащиеся, которые не активные, иногда стали поднимать руки и отвечать.Для достижения цели и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа. Цель нашего исследования: убедиться в эффективности использования различных видов устных вычислений для развития познавательного интереса на уроках математики. Наше исследование проходило на базе нашей школы, в 6-м классе. математикаНравится10Не нравится6Задания на уроках математикиРешать выражения12Решать задачи6Устный счет11Быстрее решаютПисьменно8Устно8Любят устный счетДа10Нет6 Как видно на диаграммах, учащиеся после проведенных занятий стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась систематическая работа на повышение познавательного интереса с помощью устных упражнений. Вывод: Следовательно система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказали свою эффективность – дети стали активно и заинтересованно заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее отвечали на уроках. Ученики теперь соревнуются друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. Мы не останавливаемся на этом, в дальнейшем планируем продолжить нашу работу. В этом году мы провели математический конкурс среди учащихся 5 и 6 классов, на вычисления, команды были смешанными. Но в дальнейшем для анализа мы хотим сравнить наш класс по устным вычислениям с другими классами.