Презентация к сообщению Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе.


Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе. Сообщение на МОУчителя начальных классовМБОУ г.Иркутска СОШ №73Васильковой Людмилы Евгеньевны Одной из важнейших проблем современного языкового образования является формирование у младших школьников навыка чтения, которое происходит в процессе обучения грамоте и охватывает первые месяцы пребывания ребенка в школе. Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами. Сегодня большинство детей, поступающих в 1-ый класс имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения: дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям. Некоторые умеют читать по слогам; отдельные дети владеют навыком медленного чтения словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей - тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности (читают рекламу, объявления и вывески, ярлыки на товарах и т.д.).  Однако в каждый первый класс до сих пор поступают дети, которые вовсе не умеют или плохо читают. Впоследствии неуспевающие дети обычно не справляются с учебным материалом в старших классах, у них появляются стойкие негативные эмоции, отрицательно влияющие на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.  Чтение - сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения. Для того, чтобы дети эффективно, без больших затруднений овладели чтением, им необходимо: уметь распознавать звуки речи, правильно их произносить, выделять из речевого потока, устанавливать последовательность звуков в слове, давать им характеристику (гласный звук или согласный, согласный твердый или согласный мягкий), знать буквы и соотносить их с соответствующими звуками речи.Поэтому методики и учебные пособия по обучению грамоте должны оцениваться, прежде всего, исходя из того, какие знания о родном языке приобретают дети, развивается ли у них интерес к языку, формируется ли осознание некоторых закономерностей родного языка, новое отношение к речевой действительности, не менее интересной и важной, чем окружающая их жизнь. Таким образом, на современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности. Основные задачи обучения грамоте можно сформулировать следующим образом:1) развитие языковой способности, т. е. умения пользоваться родным языком -- понимать услышанное и самостоятельно высказывать свои мысли;2) формирование представлений об основных языковых понятиях и практических умений элементарного анализа языковых явлений;3) развитие фонематического слуха;4) обучение чтению слогов, слов, предложений и элементарных текстов;5) формирование основ письменной речи;6) развитие связной устной речи;7) формирование интереса к чтению как средству познания, развитие читательского кругозора. Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе. 1.Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит звук.2.Метод называется аналитико-синтетическим, так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения.3.Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частотности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается.4.Основной слоговой структурой, которая лежит в основе чтения и которая специально изучается – это слог слияния (прямой открытый слог – СА, МА, ПА…)5. Все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния, то есть спонтанно.6. Весь период обучения грамоте делится на 3 этапа: - добукварный - букварный -послебукварныйНа первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца.7. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. 8. Письмо и чтение идут параллельно. На 1-м уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы.В течение всего периода обучения грамоте идет активная работа по развитию речи учащихся.На основе этого метода строится обучение грамоте по программе «Школа России»