Презентация к уроку русского языка по теме Развитие речи. Изложение по рассказу Г. А. Скребицкого


Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого Что такое изложение?Письменный пересказЧто означает написать подробное изложение?

С какой целью мы пишем изложения?Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.
Цели урока: уметь Составлять план текста;Определять тему и основную мысль;Пересказывать устно и письменно.

Георгий Алексеевич Скребицкий
Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…
Внимательно прослушайте рассказ и скажите:О ком и чём говорится в тексте?
Словарная работаГончая. Охотничья собака особой породы.Впиться. Крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь. (перен.: пристально , не отрываясь начать смотреть на кого-нибудь.)Вырубка. Место, где вырублен лес.

БеседаУдачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные действия в развитии события. Как начинается текст?Как оканчивается?Связаны ли между собой начало и окончание текста?


О ком и чём говорится в тексте?Каким оказался заяц?Найдите основную мысль текста.Тема: Заяц.Основная мысль: Хитрость зайца.Как можно озаглавить текст?


Беседа о текстеКакого типа речи прочитанный текст?Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту?План1) Гончие выследили зайца. 2) Заяц пропал.З) «Не выдавай меня!»4) Охотник пощадил зайца.- Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?



Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту. Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»Чему учит рассказ?От чьего лица ведётся повествование?

Беседа о тексте- Какое заглавие выберем, почему?Случай на охоте. Как я охотился. Хитрый заяц.


Заглавие «Случай на охоте» Заглавие «Как я охотился»Заглавие «Хитрый заяц»

Языковой разбор текста- Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».) - Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)


Языковой разбор текста- Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)- Что же увидел автор в глазах зайца?(Мольбу, просьбу)- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.


Работа по частям. Составление плана1 частьНа сколько смысловых частей можно разделить текст?Чтение 1 части.Куда отправился рассказчик? За кем?Как вы думаете, чего он ждал?Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «На охоту за зайцами».Перескажите 1 часть.




Чтение 2 частиЧто делают собаки?Где?По лесной вырубке.Что это такое?А что делает заяц?Кто думает так: «Куда же он девался?»Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.«Заяц пропал»




Чтение 3 частиКуда вышел рассказчик?Что он сделал?Как вы понимаете слово замер?Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?Где притаился заяц?



Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился?О чём просили глазёнки зайца?Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.Как можно озаглавить часть?«Не выдавай меня!»Пересказ 3 части.



Чтение 4 частиКакое чувство испытал рассказчик?Что сделал рассказчик?Как продолжилась охота?Какую оценку дал рассказчик зайцу?Заяц сдал экзамен на хитрость.Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?Озаглавьте эту часть.«Экзамен на хитрость сдан».Пересказ 4 части.




Написание изложения по плану1. На охоту за зайцами.2. Заяц пропал.3. Не выдавай меня!4. Экзамен на хитрость сдан. Раз со мною на охоте произошёл такой случай.Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)


Пунктуационный разборРаз со мною на охоте произошёл такой случай.Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)



Этап рефлексии: Сегодня на уроке мне…Меня особенно удивило то, что…До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….Было бы хорошо, если бы…Мне не понравилось…