Презентация к исследовательской работе Использование изобразительно-выразительных средств в творчестве Л.П.Ненянг


Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ школьников «Золотое перо» Социально-гуманитарная секцияНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.П.НЕНЯНГ Ученицы 8 класса Феофиловой Елизаветы Руководитель: учитель русского языка и литературы Козицына Татьяна Петровна.Дудинка 2015 Гипотеза:образность, точность, экспрессия художественных текстов достигается за счёт употребления изобразительно-выразительных средств языка.Цель:выявить особенности употребления средств языковой выразительности в поэзии Ненянг. Предмет исследования:поэма “Дети владыки Ябта Саля” и стихотворения Любови Ненянг из сборников “Зов тундры” и “Моя Снежная Родина”. Объект исследования:Средства выразительности в творчестве Л.П.Ненянг. Задачи:Изучив теоретические сведения о выразительно-изобразительных средствах языка, найти тропы, стилистические фигуры и лексические средства выразительности в стихах Ненянг.Представить средства выразительности в таблице, иллюстрирующей виды средств, их значения и примеры.Выяснить частотность употребления всех средств выразительности, составить диаграмму, наглядно иллюстрирующую количественное соотношение средств выразительности в цикле стихотворений “Зов тундры”Выяснить роль средств выразительности в текстах Ненянг Актуальность моей работы обусловлена стремлением сделать творчество Ненянг доступным и понятным для жителей России, в том числе и для школьников, изучающих литературу Северных народностей.Практическая значимость:Изучение литературного наследия малых народностей в школах, а также для сохранения культуры ненцев в России. Художественный мир Л.П. Ненянг ОлицетворениеПоэма «Дети владыки Ябта Саля»Слово-Песня вошло, живет, видало, поспешило, живет, кружило, проследило, проводило, не встрепенулось, не взлетело, не унеслось, утомилось, помчалось; Слово-Песня летело - с неба на землю опустилось, через дым к ним в чум залетело, возле полога затаилось: смотрит, слушает; бедность дни затемнила; болезни спать не дают; пурга подгрызает; дождик гонит; холод его сковал; огонь задрожал, заметался; дым поразметал; языки перевились; смог просвистать огонь; полетела упряжка; распирает грудь то ли крик, то ли хрип;тело стонет; душа кричит; сердце рвется; взгляд примечал; песнь созревает; стоял небосвод; шевельнулась парка;качнула льдинку волна; волна отнесла; льдина боком уткнулась; солнце выглянуло из туч; шаг помогает; день, неделю, месяц идут;весна спешит; тундра вырастила; укрепила мышцы; научила; любовь поселилась в душе; храп сотрясает чумы; дух не спит; разгорелся взор; размягчились черты лица. Метафора«Дети владыки Ябта Саля»Пошел по большим снегам; растворился в больших снегах; берег шуршит волной; зло пройдет стороной; хочет сон у мира украсть; снежной паркой; плевался черной слюной спинам льдин; сумрак упал с небес; повела ее от беды; прогнала их из чума в ночь; в рост пошли; в груди, там, где сердце, стало тепло; все по колено ходят в крови; справедливой мести за кровь; пели птицы в груди; сердце билось рыбой в сетях; свет любви; ополчились на мрак и злость, на раздор, на грабеж и подлость; стал рабом красоты; животами вверх; отыщет ее копье; догонит ее стрела; сердце плачет; полетел он выше земли; внук тундры-бабушки вековой; далеко его ум ходил по ночам; сеявший смерть; потоки крови и слез; ноги все потерял; взглядом обнял родной простор; весь мир обогрел душой; ты мне солнце, луна, заря, мир отцовский; жить без страха, без болезней, болей, потерь; возмужавшего в смене битв; делит с нами судьбу и чум; сердце ее не осталось глухим. Эпитет«Дети владыки Ябта Саля»Бедный, плохонький и кривой чум; Слово-Песня; все черны, все угрюмы и высоки; богач, великан, кулачный силач-злобный Хан Хаденгота; Хозяин-Огонь; мощный крик; бешеные олени, резвые олени ; речонкою голубой; румяном круглом лице; постылого плена; тяжкие дни; тундрой белой; в чум холодный, заледенелый; молчаливым стадом; с серебристым облаком; ленивый снежок; высокий чум; спину праздную; ноги вялые; снежной тундре; сыпучим снегам; жестким снегам; мать-земля; могучий рык; дальнем холме; разводья черные; железной пусть, неприступной будет она; темным блеском железным; незнакомым берег, чужим; сыпучим, вязким снегам; потухший взгляд; лицо темно; ветка-лодочка; острым волнам; старенький чум; ловким, сильным красавцем; туманный день; добрый взгляд и могучий стан; достойные речи; раскатистый мощный храп; свистящих стрел; хлопотуньи-девушки; гулкой земле; черный чум; расставальную песню; песню-плач; горячим взглядом; свежий ветер; солнце радостное; суровый взор; мать-старушка.  ДИАГРАММЫСредства выразительности в анализируемых стихотворениях Лексические средства выразительности Синтаксические средства выразительности Средства выразительности в поэме «Дети владыки Ябта Саля» Любовь Прокопьевна Ненянг - замечательная писательница и поэтесса, большую часть жизни прожившая в Дудинке. Мне, как жителю своего города, небезразлично творчество моих земляков. Ненянг смогла не только рассказать о жизни своего народа, но и передать в своем творчестве любовь к родному краю, восхищение жителями тундры.