Презентация на тему Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников


Подготовила: Скрябина Маргарита ВалерьевнаУчитель начальных классов МБОУ СОШ №24 г.Иркутска Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности Ш.А. Амонашвили Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться, во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности: - произвольность - способность к саморегуляции - рефлексия Одна из основных задач начальной школы: формирование основы учебной самостоятельности (умение учиться) Одна из главных задач основной школы:формирование учебной самостоятельности подростков Стратегическая цель российского образования: инициатива, самостоятельность, ответственность молодых людей за собственное благополучие и благополучие общества Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Безотметочное обучение как педагогическое условие достижения одной из главных задач начальной школы Развивается как способность инициировать учебное отношение с другими людьми ( с собой), происходит, прежде всего, за счет присвоения формы учебной деятельности Ученик осваивает понятийное содержание учебной деятельности: ставит учебные цели отделяет область знаний от незнания оценивает свою деятельность по достижению этой цели Субъективная составляющая Рефлексивная составляющая Что же такое «умение учиться»? Это способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний, умений. Включает рефлексивную и субъективную составляющие. Как формируется контрольно-оценочная деятельность детей в начальной школе В первом классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем. Сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия.Во втором классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии по учебной деятельности, определять готовность и предъявлять результат своей деятельности.В третьем классе ребенок может определить соответствие своих знаний заявленным уровнем и определить те критерии, которые его подвели в том или ином виде деятельности.Четвертый класс предполагает возможность совершенствования контрольно-оценочной деятельности ребенка по отслеживанию своего роста. Три направления работы учителя, которые являются эффективным условием для формирования учебной самостоятельности Контрольно-оценочная деятельность педагогаКонтрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении самого себя (самоконтроль, самооценка)Контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль, взаимооценка) 1 направление включает: Систематический учет усвоенных знаний, умений, навыковСопровождение отметок развернутым оценочным суждениемОтслеживание динамики развития общеучебных и специальных умений учащихся Проводить коррекционную работу по преодолению трудностей в обученииКонтролировать и оценивать следует не отдельные знания, а умения пользоваться этими знаниями на практике. 2 направление начинается с формирования адекватной самооценки. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки, в выборе ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.Критерии для оцениванияУчебно-организационные Учебно-коммуникативные Учебно-логические Учебно-информационные Учебно-управленческие Начинать работу следует с формирования ретроспективной самооценки (уже выполненной работы) 1 шаг – ребенок оценивает свою работу после того, как ее проверил учитель2 шаг – оценивание сразу после выполненной работы до учительской проверкиПрогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Это «точка роста» самооценки младшего школьника Зонирование образовательного пространства Даёт ученику право:На ошибку сегодняНа выбор «пространства»На выбор уровня сложностиНа право предоставления работы на контроль учителюНа право самоопределиться в усвоении уровня учебного материалаУчитель получает возможность наблюдать:Как ведет себя ученик при выборе заданияКакой выбор осуществляетсяСовершает ли пробное действиеК кому обращается за помощьюСамостоятельно ли начинает и завершает свою работуБерет ли задание на дом, в каком объёме 3 направление - обучение взаимоконтролю развивается в три этапа:1 этап – учащиеся оценивают работы друг друга по фиксированным учителем критериям2 этап – учащиеся оценивают работы одноклассников с четкой целевой установкой (на что обратить внимание)Следует помнить, что начинать обсуждение нужно только с положительных моментов.Можно использовать приём «круговая оценка» , который воспитывает внимательное отношение к оценке своего товарища.3 этап – оценивание процесса выполнения Оценочныешкалы Оценочные шкалы все время разные, обладают гибкостью реагирования на прогресс или регресс ученикаУченики участвуют в разработке шкал вместе с учителемВыбор оценочных шкал должен зависеть от типа оцениваемого задания Внешние уровни выражения самооценки Гр. (грамотность) Ак. (аккуратность) Вн. (внимание) Все хорошо,ошибок нет Есть ошибки Не смог выполнить задание График настроений Настроение в конце урока Настроение во время урока Настроение в самом начале урока Условные сигналы У меня всё получитсяЯ научусьВсе будет хорошоНе буду бояться, я уверен в своих знаниях Я не справлюсьЯ не умеюМеня обиделиЯ боюсь Мысли, которые помогут Мысли, которые мешают Таблица настроений 3 2 1 оценивает учитель оценивает товарищ оцениваю себя сам задание Листы самооценки Фамилия___________- знаю что такое предлог и какова его роль в речи- умею выделять предлог среди других частей речи- умею писать слова с предлогомРефлексивные дневники ПРИНЦИПЫ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - Самооценка ученика предшествует учительской оценке- Самооценка постепенно дифференцируется- Оцениваются только достижения учащихся, которые предъявлены для оценки самим учащимся- Содержательное оценивание неотрывно от умения себя контролировать- Учащиеся имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий, сложности и объема домашних заданий- Оценивается прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих же- Учащиеся имеют право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом Список литературы: Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.:АПК и ПРО, 2004.Федоров И.В. Контрольно-оценочная деятельность учителя при безотметочном обучении// Пачатковая школа. – 2004.Филиппова А.А. Проблема формирования учебной самостоятельности в традиционной системе обучения.// Компетентностный подход в подготовке учителя начальных классов и начальном образовании: Опыт и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ Под ред. М.А.Петровой. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007.Фотографии из архива учителей МБОУ г.Иркутска СОШ № 24