Презентация по математике и физике Использование технологии Шаталова В.Ф. в процессе обучения физике и математике


Использование технологии Шаталова В.Ф. в процессе обучения физике и математике Работая над устранением причин низкого уровня знаний некоторых учащихся, педагоги часто применяют педагогические технологии. Изучив технологии Шаталова, Воловича, Хазанкина и опыт других педагогов, я начала применять на своих уроках элементы их новаторских поисков. Научные схемы педагогов-новаторов «наложились» на мою творческую индивидуальность, и, возможно, мои тематические конспекты совсем не похожи на опорные сигналы Шаталова и ориентировочные карты Гальперина, но они тоже помогают повысить эффективность преподавания математики и физики. Изучение нового материала и закрепление изученного Главным элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. Во взаимосвязи с ним проходит закрепление, контроль и т.д. В начале урока повторяется материал, необходимого для изучения новой темы. Заранее каждому ученику раздаётся нераскрашенный тематический конспект по новой теме. Тематические конспекты представляют собой систему основных понятий, формул, которая позволяет установить прочные связи в различных логических переходах и легко трансформируется в последовательный, научно строгий рассказ На моих уроках изучение нового материала ведётся следующим образом. Учитель подробно объясняет новый материал. Дети следят по своему тематическому конспекту за объяснением. Учащиеся ничего не записывают. Экспериментально доказано, что продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. Затем новый материал излагается вторично. Учащимся не нужно при первом объяснении учителя останавливать ход своих мыслей на непонятных местах - это затрудняет восприятие следующей части рассказа учителя. Повторное изложение устранит все затруднения. Форма второго изложения значительно отличаются от первого объяснения. Обзорные места следует проговаривать однотонно, т.к. идёт процесс прямого запоминания. Зато в местах, изобилующих математическими выкладками и логическими переходами, скорость речи резко уменьшается. Повторное изложение - предельно лаконично. Используемые при повторном объяснении тематические конспекты помогают активно включиться в процесс восприятия аппарату зрительной памяти. Это позволяет учащимся без больших потерь времени безошибочно воспроизводить все основные моменты урока. Остаётся много времени для обстоятельной работы над учебником и практическим закреплением материала путём решения самых разнообразных задач. Листы с тематическими конспектами нужно раскрашивать так, как предлагает учитель в образце. Работа с одноцветными рисунками и схемами резко снижает уровень восприятия при изучении больших разделов, а также при повторении.Раскрашенный листок с новым тематическим конспектом вывешивается сразу после урока на стенде. Дома, не заглядывая в учебник, ученик должен попытаться разобраться в тематическом конспекте, вспомнить изученное на уроке. И только после этого начинать читать текст учебника. Если всё понятно, то особое внимание в тексте учебника следует уделить тем деталям, которые оказались не охваченными тематическим конспектом. Это обогатит представления и создаст предпосылку для отличного устного ответа на уроке. Различные методические приёмы при решении задач Если решаются задачи у доски, с вызовом учащихся, то при таком методе решения будет самый низкий КПД учебного процесса. Ученику не дана установка на запоминание решения. Учитель автоматически считает, что ученики знают теперь как решается эта задача. Используя наработки В.Ф.Шаталова, я поступаю так: Даётся установка: «Внимание! Сейчас мы будем решать задачи. То есть будем учиться применять изученный материал на практике. Мы с вами будем находить решение задачи. Я буду его записывать на доске. Вы будете запоминать ход мыслей, ход решения и только. Потом, когда я закрою решение, вы его воспроизведёте в тетрадях. Сейчас же ручки положить и закрыть тетради». Решение задания происходит по всем правилам методики, то есть читается условие, кто-то его повторяет. Учитель делает акцент на то или иное положение и, вместе с классом, решает задачу. Решение может быть написано и заранее на закрывающемся поле доски, или показано с помощью мультимедийной установки.Когда задача решена на доске, учитель даёт возможность проследить ход мыслей ещё раз, повторяет её решение или просит об этом учащихся. После этого, закрыв решение, предлагает восстановить его в тетрадях. Период от установки до конца воспроизведения решения является самым активным в умственной деятельности. Ученики, сидящие на I варианте, при воспроизведении задачи сидят в пол оборота налево. Дети быстро привыкают к этому. На воспроизведение решения задачи обычно уходит 2-3 минуты. В период воспроизведения виден сразу потенциал памяти каждого ученика. Для проверки решения, написанного в тетрадях, можно открыть решение на доске сразу. Тогда запишут его и те, кто не записал, не запомнил. Можно открыть решение в конце урока.Важно объяснить детям, что этот приём служит для усиления и активизации их умственной работы, развития их памяти. При систематическом использовании этого приёма через некоторое время ученики уже смогут запоминать решение 2-х и 3-х заданий сразу.