Презентация Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №64 г. Томска Педагогический проект«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»Автор: учитель начальных классов Кинжагулова Наталья Александровна Обоснование темы, проблемы: Наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе. В связи с этим было необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения: между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.  Цель проекта: разработать и экспериментально проверить систему образовательных мероприятий, способствующих формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию соответствующих качеств личности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:формировать - положительное отношение школьников к природе; - потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и творческих работах;учить ребенка наблюдать в природе;развивать нравственно-эстетические чувства школьников, прививать интерес к окружающей природе; расширить кругозор и активизировать внимание младших школьников в области экологии и окружающего мира.создать комфортные условия по формированию экологической культуры во внеурочное время. Объект исследования – образовательный процесс младших школьников. Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников.Нами была выдвинута гипотеза – процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если: 1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания; 2. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы; 3. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем. Методы исследования: Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение анкетирования, проведение бесед с учащимися и родителями, анализ рефлексивных тестов и сочинений учащихся.  Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе. Подготовительный этап.Этап реализации.Обобщение и предъявление результатов. План реализации проекта. 1 этап – Пропедевтическая работа по вовлечению младших школьников в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру (1 класс – 2010-2011 уч. год)Цель: организовать пропедевтическую работу с младшими школьниками по вовлечению их в коллективно-творческие дела для развития интереса к окружающему миру Формы и методы работы КТД 1.Анкетирование по теме «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе» 2.Сезонные экскурсии в лес.3.Экологические акции «Кормушка» и «Скворечник»4.Экскурсия в «Музей леса»5. Классный час «Всё о журавлях»6.Экологическая кругосветка7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу» Формируемые УУД Познавательные-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; Коммуникативные- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;Личностные- наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;- освоение личного посильного участия в охране окружающего мира;ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»Регулятивные- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Акция «Кормушка» Наш экологический десант 2 этап – Организация коллективно-творческих дел по формированию экологической культуры младших школьников с большей степенью самостоятельности учащихся. (2 - 3 классы – 2011-2013 уч. год)Цель: проведение работы с младшими школьниками по включению их в коллективно-творческие дела по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности учащихся Формы и методы работы КТД 1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план работы)экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области; фестиваль на муниципальном уровне «Заповедное»; - медиа-игра «Памятники природы; медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери») на муниципальном уровне; акция «Дети-детям»- «Марш парков» - подведение итогов;- экскурсия в Лагерный сад;2. Операция «Покорми птиц»3. Экологические кругосветки4. Дистанционные конкурсы различного уровня: - всероссийский конкурс «Человек и природа»;областной конкурс «Сибирь – земля моя бескрайняя»- областной конкурс «Хочу всё знать»- всероссийский конкурс «Радуга проектов»5. Сочинения на тему «Мой любимый Тимирязевский бор»;6. Классные часы «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др.7. Тест «Моё отношение к природе». Формируемые УУД Личностные- переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки;- учиться с помощью учителя и самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения;- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;- уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира;- развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.Регулятивные- определять цель деятельности по реализации мероприятий с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать возникающую проблему;- учиться планировать свою деятельность;- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий). - работать по совместно составленному с учителем плану, использовать необходимые средства (справочную литературу, энциклопедии, научную литературу, атласы-определители).Познавательные- уметь делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. - находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;Коммуникативные- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;- выразительно читать и пересказывать текст; - вступать в беседу;- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Мастер – класс «Птица года - 2012» Экскурсии Наблюдение за птицами в Лагерном саду 3 этап – Коллективно-творческие дела по теме охраны окружающей среды и посильный вклад в улучшение ее состояния (4 класс – 2013-2014 уч. год)Цель: организация самостоятельной работы с учащимися с целью улучшения состояния по охране окружающей среды Формы и методы работы КТД 1.Участие в городской программе «Экополюс» (ежегодный план работы)экскурсии по особо охраняемым природным территориям Томской области; фестиваль «Заповедное»;медиа-игра «Памятники природы;медиа-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»); акция «Дети-детям» «Марш парков» - подведение итогов; наблюдение за птицами;2. Дистанционные конкурсы различного уровня: всероссийский конкурс «Человек и природа» и другие.3. Операция «Покорми птиц»4. Экологические кругосветки5. Экологические классные часы с участием воспитанников 6. Диагностика экологической культуры учащихся (опрос, анкетирование, тестирование)7.Создание проекта «Чистый бор» Формируемые УУД Личностные оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; ценить базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»;самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить;воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.Регулятивныесамостоятельно формулировать цели предстоящей работы после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;- самостоятельная работа по плану, в соответствии с поставленной целью; Познавательные- использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, опыт, эксперимент, наблюдение);- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводына основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, слайд-презентаций, фотоальбомов. Коммуникативные- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Планируемые формы представления результатов работы по данной теме. Этапы проекта Срок реализации Форма представления результата Степень участия (участник творческой группы, автор проекта) 1.Подготовительный - 2011 Представление диагностических анкет на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» Автор – разработчик Кинжагулова Н. А. 2.Реализации –2013 1. Анализ данных диагностических анкет. (Приложение) Разработка и презентация педагогического проекта на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» (протокол №7 от 24. 05.2011г.)2. Участие младших школьников в системе экологических мероприятий: Руководитель –координатор Кинжагулова Н. А. Грамота за активное участие в программе экологического воспитания и образования школьников «Экополюс» (2011г.) Диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга проектов» в возрастной группе 3 – 4 классов. (Проект «Божьи коровки») (2012 г.) Диплом победителя в номинации «За волю к победе» проекта «Спортивная орнитология 2012» Диплом 3 степение за высокие результаты в программе экологического воспитания и образования «Экополюс» (2012г.) Сертификаты участникам и руководителю за участие в экологических конкурсах городского уровня «Фестиваль «Заповедное», «Медиа-игры по темам: - Особо охраняемые природные территории; - Деревья. Кустарники. Кустарнички; - Насекомые луга и огорода; (2011г.) - Растения Томской области. Вторая половина лета; Рыбы Томской области» (2012г.) и областного уровня:- Знай и люби свой край; Сибирь, земля моя бескрайняя (2012г.)Промежуточная диагностика учащихся по методике: Л. В. Моисеевой, Капустина. Результативность: участие в конкурсах разного уровня Результативность Сравнительные данныепо выявлению сформированности у учащихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе Для наглядности результаты за 2010 - 2011 учебный год представлены в диаграмме. Эксперимент проводился с учащимися 1 класса и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из девяти вопросов. [24] Отношение к природе 2 класс – 25 чел. I полугодие 3 класса – 23 чел. Кол-во детей % Кол-во детей % мало осознанно и не очень активно 4 16 0 0 осознаётся глубоко и правильно 15 60 20 87 недостаточно осмысленно 5 20 3 13 Неосознанное 0 0 0 0 Мониторинг «Отношение к природе» Мониторинг качества знаний и уровня обученности обучающихся по окружающему миру за 2 года обучения. Вывод: положительная динамика и стабильность качества знаний учащихся по окружающему миру при 100% успеваемости. 3. Обобщение и предъявление результатов. 2013 – 2014 I. Анализ и систематизация проделанной работы (публикация, разработка сценариев экологических мероприятий);II. Выступление с результатами деятельности на МО учителей начальных классов.III. Разработка методических рекомендаций по организованной деятельности. Автор-составительКинжагулова Н. А. Ожидаемые результаты проекта: Повышение экологической культуры младших школьников.Повышение развития познавательных способностей обучающихся.Повышение педагогического мастерства учителя. Спасибо за внимание!