Из опыта работы по формированию гражданско-патриотического воспитания младших школьников


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №4 г. Баймака муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Из опыта работы по формированию гражданско-патриотического воспитания младших школьниковКамалова Айгуль Ахмеровнаучитель начальных классовМОБУ лицей №4 Значимость патриотического воспитанияЗначимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста: доброту, ответственность, чувство собственного достоинства,гражданственность, гордость за свою страну уважительное отношение к истории России Патриотическое воспитание младших школьниковПатриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно, психологические особенности - это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых. Технологии и формы работыКакие же технологии и формы работы используют сегодня учительрешая эту задачу? Технологии:1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества; 2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; 3. Организация экскурсий в музеи и места Боевой Славы; 4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории; 5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины; 6. Проектная деятельность. Технологии и формы работыФормы работы:Урок гражданственности и патриотизма. Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого начинается учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Патриотическое воспитание на уроке Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. На уроках физкультуры и уроках здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни. Патриотическое воспитание на урокеГуманитарный цикл:На уроках русского языка, литературного чтения, формируется культура речевого общения, изучается история России, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников. Математический цикл: На уроках математики и информатики дети знакомятся с развитием отечественной науки. Эстетический цикл:На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре. На уроках технологии Внеклассные мероприятияМероприятия, посвящённые важным датам. Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы. Возложение цветов к Вечному огню. День пожилых День МатериДень именинников Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы. Цикл нравственных классных часов по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и другие. Система классных часов Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребенок, в связи с этим ежегодно проводятся классные часы и утренники, посвящённые Дню матери. Фольклор, как средство духовной культурыТак же проводятся классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Ещё одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В связи с этим на уроках активно используются пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки дети разучивают и играют в русские народные игры. Коллективные делаЭто различные акции (помощь детскому дому; малообеспеченной семье; акция «70 пятерок»; «Поздравь ветерана»).Встречи с ветеранами. Беседы о тех далёких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства. Встреча с ветераном Великой отечественной войны Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Спасибо за внимание!