Презентация по русскому языку на тему: Типы и стили речи


Типы и стили речиМатериал подготовленРябининой Еленой Николаевной,Преподавателем русского языка и литературыФГБПОУ «Колледж МИД России» Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-тоНевербальные средстваЖестМимикаРеакция собеседника







ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ1. Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.2. Пишут, при проверке исправляя все ошибки .3. Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать


РечеваяситуацияГде говорим?С кем ?С какой целью?В официальной обстановкеВ неофициальной обстановке С одним человеком ОбщениеСообщениеВоздействиеС большой аудиториейВыбор стиля речи











СТИЛИ РЕЧИКнижныеРазговорныйНаучныйОфициально-деловойПублицистическийХудожественный 1. Разговорный стиль речи{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Функция, сфера примененияЗадачи речиХарактеристика высказыванияЯзыковые средстваОбщение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей);диалоги;дружеские послания, письма, беседы;социальные сети, блоги в сети ИнтернетОбмен впечатлениями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьмиНепринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь,эмоциональность, непосредственность высказыванийЭмоциональная выразительная разговорная лексика,слова с суффиксами субъективной оценки, просторечия, вводные конструкции, неполные предложения, междометия, обращения, модальные частицы, повторы, инверсии… 2. Научный стиль речи{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Функция, сфера примененияЗадачи речиХарактеристика высказыванияЯзыковые средстваИзложение научной информации;научные труды, выступления, доклады, лекции;статьи и книги на научные темы;учебникиСообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о нихТочность, логичность, доказательность;отсутствие эмоциональности (бесстрастность, сухость речи)Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей Агафонова Е.Е.Схема научного стиля речиРечевая ситуация : ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИСтилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,точность , доказательность, неэмоциональность и объективность




style.rotationppt_wppt_yfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrr
3. Официально-деловой стиль речи{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Функция, сфера примененияЗадачи речиХарактеристика высказыванияЯзыковые средстваТочная передача деловой информации;деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, приказы, предписания…Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение Строгость;точность;официальность;отсутствие эмоцийИспользование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обстановке ( сфера законодательства , делопроизводства,административно –правовой деятельности ). Цель –сообщение, информирование.Особенности языка:1.Официально – деловая лексика2.Устойчивые , стандартизированны обороты речи3.Точность,не допускающая иного толкования.


4. Публицистический стиль речи{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Функция, сфера примененияЗадачи речиХарактеристика высказыванияЯзыковые средстваВоздействие, агитация и пропаганда;выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение, профессиональ-ные порталы, сайты сети Интернет и т.п.)Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мненияПризывность;страстность;выражение своего отношения к предмету речи;лаконичность при информацион-ной насыщенностиИспользование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок;изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии…);простые (полные и неполные) короткие предложения;риторические вопросы, обращения Особенности публицистического стиля речи1.ЛОГИЧНОСТЬ.2.ОБРАЗНОСТЬ.3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.5.ПРИЗЫВНОСТЬ.6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКАВажнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем . Чтобы воздействоватьна воображение и чув-ства читателя , исполь-зуются ЭПИТЕТЫ,СРАВНЕНИЯ , МЕТА-ФОРЫ, Просторечные Слова, фразеологизмы



style.textDecorationUnderline 5. Стиль художественной литературы{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Функция, сфера примененияЗадачи речиХарактерис-тика высказыванияЯзыковые средстваХудожественное воздействие (создание образа);художественные произведения (рассказы, повести, романы, пьесы и пр.)Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни;передача отношения к окружающему мируОбразность;выразитель-ность;оценочный характер речиСочетание особенностей различных стилей;широкое использование изобразительно-выразительных средств языка;привлечение лексических и синтаксических средств других стилей речи для усиления выразительности Художественный стиль речи1. Предназначен для создания художественных, поэтических образов,эмоционально – эстетическоговоздействия, и все языковые средства , включаемыев художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.2. Основная функция – эстетическая.3. К средствам художественной выразительности относятся РИТМ, РИФМА, ИНТОНАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ 4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики, иногда – просторечий, диалектизмов, профессионализмов.5.Тип речи – рассуждение, рассуждение с элементами описания, описание .
style.textDecorationUnderline


style.textDecorationUnderline

style.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline

style.textDecorationUnderline Типы речиПовествование Описание Рассуждение Что произошло?Несколько рисунков(фотографий)глаголы Какой?Один рисунок(фотография)прилагательные Почему?Нет рисунков,фотографий. наречия












ТИПЫ РЕЧИПовествованиеРассуждениеОписаниеПоследовательные, сменяющие друг друга действияВопрос: что происходит?Части речи: глаголОдновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей средыВопрос: какой?Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состоянияРассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.Вопрос: почему?Схема рассуждения:тезис;аргументы (доказательства + примеры);вывод


ПОВЕСТВОВАНИЕ{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Характеристика типа речиСфера употребленияПримеры Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.         Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма. Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. {69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция повествовательных текстов включает:1) завязку (начало событий);2) развитие действия;3) кульминацию;4) развязку (итог событий)Разновидности повествования: 1) изобразительное2) информативноеПОВЕСТВОВАНИЕ Типы речи . Повествование.Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности. Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло- гической последовательности и в обратной , когда мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом дейcтвии). 2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события ,помогают развёртыванию повествования.






Повествование и его структураВступление Завязка РазвязкаКУЛЬМИНАЦИЯЗаключение





ОПИСАНИЕ{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Характеристика типа речиСфера употребленияПримеры Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.         Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях1. Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.2. Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. {8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A} Описание - это мир в покое (одна фотография) Типичная композиция текстов-описаний включает:1) общее представление о предмете;2) отдельные признаки предмета;3) авторскую оценку, вывод, заключение Разновидности описания:1) описание предмета, человека (его характеристика) Какой он? 2) описание места (интерьер, пейзаж)Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) 3) описание состояния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) 4) описание состояния лица (человека) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) ОПИСАНИЕ Описание и его структураОписание – словесное изображение какого - либо явления действитель –ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания:1.Общее представление о предмете.2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)3.Авторская оценка, вывод,заключение .Языковые особенности:1. Широкое использованиеслов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,а для особой наглядности ,изобразительности – в фор-ме настоящего времени.3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .








Объекты описанияв зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные






РАССУЖДЕНИЕ{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Характеристика типа речи В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так… В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих и др. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.  {8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A}Типичная композиция текстов-рассуждений включает:1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);3) выводРазновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательствоПочему так, а не иначе? Что из этого следует? 2) рассуждение- объяснениеЧто это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)       3) рассуждение- размышлениеКак быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир   Рассуждение и его структураРассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение какой – либо мысли . Композиция1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)…Убедительные, сопровождаемые примерами3. Вывод ( заключение )







Рассуждение и его характерные особенностиВажно, чтобыа) тезис был доказуемым и чётко сформулированнымб) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезисав) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связьг) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство).д) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образомЖанровые формы рассужденияПисьмоСтатья Рецензия Доклад Полемический диалог







Стилистический эксперимент 1. Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом . Что получилось?2. В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?3. Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второйсиноним? У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей . С восхищением он (смотрел , уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту . Соловьиные (трели, верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим (журчанием, бульканьем). Но пришла осень.(Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс, уволок) их вдаль , и (смолкла, заглохла) соловьиная песня. А.Смирнов.

В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор ? Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? Что по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок? Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же – cами знаете . И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите?Скосились гляделки , закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб. Стилистический эксперимент

Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текстаТекст № 1 По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.(И. А. Гончаров) Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текстаТекст № 2 Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы. Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо. Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста Текст№ 3 Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык. Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.(В.Колесов) Текст № 4 Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику. Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.(И. С. Тургенев)Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста Проверь себя!Тип речи:Текст № 1 – описаниеТекст № 2 – повествованиеТекст № 3 - рассуждениеТекст № 4 - повествование с элементами описанияУспехов в учёбе!