Презентация по русскому языку на тему Типы и стили речи


Стили и типыречи Функциональные стилирусского языкаНаучныйПублицистический Официально-деловой Художественный Разговорный Научный стильСфера использования : наука, техника, образование . Основная цель речи : сообщение, фиксация знаний . Характерные черты стиля : логичность , ясность , последовательность . Жанры : научные работы и др. Языковые средства :минимум средств выразительности , употребление слов – терминов Публицистический стильСфера использования :средства массовой информации, публичные выступления .Основная цель речи : воздействие на широкую публику.Характерные черты стиля :образность, эмоциональность, оценочность .Жанры : очерк, статья, репортаж, интервью .Языковые средства : повышенная эмоциональность ,употребление общественно-политической лексики . Официально-деловойстильСфера использования : законодательство, делопроизводствоОсновная цель речи : сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношенийХарактерные черты стиля : точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композицияЖанры : протоколы, справки, расписки и т.д.Языковые средства : официальная и канцелярская лексика. Художественный стильСфера использования : художественная литератураОсновная цель речи : воздействие на читателя, управление его чувствамиХарактерные черты стиля : широкое использование средств выразительности Жанры : повесть , рассказ и др.Языковые средства : синонимов, антонимов, широкое использование выразительных средств Разговорный стильСфера использования : повседневное общениеОсновная цель речи : установление межличностных контактовХарактерные черты стиля : используется преимущественно простая лексика , особая роль жестов, мимики, интонацииЖанры : беседа , диалогЯзыковые средства : бытовая лексика Определить стиль речи Текст 1Орфография :1.Правописание — система правил, определяющих единообразие способов передачи слов на письме. 2. Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему таких правил.Текст 2- Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Текст 3Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин) Текст 4 РаспискаЯ ,ученик 6 -А класса , взял в школьной библиотеке книгу «Алиса в стране чудес»для урока литературы.Обязуюсь вернуть её 8 декабря 2015 года. Текст 5Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить ихдля того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случаеон должен решать сам, и только сам… М.Исаковский Типы речирассуждениеповествованиеописание Текст 1Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. Текст 2Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Текст 3Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание,отвращение, предыдущий. Воспитаниебуквально означает вскармливание, отвращение —отворачивание (от неприятного лица или предмета),предыдущий — идущий впереди.Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть). Текст 1 - описаниеТекст 2 - повествованиеТекст 3 - рассуждениеПроверь свои знания