Презентация по русскому языку на тему Повторяем типы и стили речи (6 класс)


Речь. Текст. Стили речи. Типы речи.Повторение в 6 классе Что значитзнать язык владеть речью Вспомните библейскую легенду о Вавилонском столпотворении Речь бываетустной и письменной

Обратите внимание!УСТНАЯПроизошло от древнерусского слова УСТА,что означает «губы».Вспомните выражения с этим словом: из уст в уста, твоими бы устами да мед пить. В каких пословицах имеется в виду письменная, в каких – устная, а в каких – обе формы речи?1. Речь красна слушанием.2. Что написано пером – того не вырубишь топором. 3. Каков разум, таковы и речи. 4. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.устнаяписьменнаяобе формыустная Речь бываетмонологическая и диалогическаяМонолог (от греч. monos — один и logos — речь) – речь, высказывание одного человека.Диалог – разговор между двумя лицами или двумя группами лиц.
Четырнадцатое сентября Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами. Как седьмой месяц римского к…лендаря, сентябрь был назван именем, происх…дящим от «сэптэм» – семь, «сэптэмбер».(Л. Успенский)аиаао

Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой. Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. (1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. (4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул. Проверь себяЯ люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. В русском языкеразличают 3 типа речи:повествованиеописаниерассуждение В повествовании говорится о последовательных действияхВ описании говорится об одновременных признакахВ рассуждении говорится о причинах свойств или явлений Прочитайте.Докажите, что это текст. Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня. Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне. «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку. Прочитайте. Докажите, что это текст. Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака. Прочитайте. Докажите, что это текст. Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Вот почему мы все любим Нордика. Стили речиХудожественныйРазговорныйНаучныйОфициально – деловойПублицистический


Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему? 1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало. разговорныйхудожественныйнаучный

Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе! Проверь себя!Научно-деловая речь: (1), (3).Разговорная речь: (4), (6).Художественная речь: (2), (5). ЛитератураСерия «Современная школа» . Уроки с применением информационных технологий 5-6 класс (фрагменты из презентации Юрьевой Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы)Интернет ресурсы.