Презентация урока по русскому языку 11 класс на тему Текст. Стили речи


Тема урока: «Вы уже многое знаете о русском языке, его фонетике, лексике, грамматическом строе, типах и стилях речи, правилах построения текста. Но все это лишь начало кропотливой, долгой, увлекательной работы по овладению «формами языка, выработанными как народом, таки литературой» K. Д. Ушинский Ход урока:1 Оргмомент.Слово учителя. Сообщение темы урока. Форма урока- соревнование. Каждый участник зарабатывает себе очки. Правильный ответ- 1 балл. 1 задание: Устная разминка. Ответы на вопросы:что изучает «Фонетика?» - что изучает «Лексика?»что изучает «Морфология?»что изучает «Синтаксис?»что изучает «Пуктуация?»что изучается в разделе «Стили и типы речи?» 2 задание. Фонетика. На доске плакаты со стихами A. Фета. A). Назвать вид рифмовки. Назвать звуки, c помощью которых создается рифма.~.) Чудная картина,б)Свет небес высоких,Как ты мне родна: И блестящий снег,Белая равнина, И саней далекихПолная луна Одинокий бегБ). Назвать художественно-выразительные средства в стихотворении Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которые используются в качестве звукоподражания. Вид рифмы(карточки).A) Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Б) C горы бежит поток проворный, B лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной , и шум нагорный-Все вторит весело громам Текст на доске. Назвать разновидности омонимии: омоформа, омофон, омограф. А) мой пол; мой дом Б) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.B) полет- полет Г) Вы, пленки, за мной ступайте!Будет вам по калачу.Да смотрите ж, не болтайте,A не то поколочу.A. ПушкинД) Лечу людейЛечу на самолете E) атлас-атласЖ) Веснушкам нету сноса,Не исчезают с носа.‑Я, не жалея мыла,Нос терпеливо мыла,‑Зависело бот мыла,Веснушки бы отмылаA. Шибаев 4 задание.K какой лексической группе относятся слова-существительные? Назвать прием, который использует автор при построении стихотворения. Назвать тропы.Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной рaзнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; Потом съезжaлись каждый день верхом И скоро стали неразлучны.A. Пушкин Б) Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, гaллюцинaция, мираж?  B) КНЯЗЬ Гвидон ей отвечает:«Грусть-тоска меня съедает‑Диво б дивное хотелПеренесть я в свой удел»A ПушкинГ) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифчике, хихикала горничная, улыбaлись официанты в ресторане, крякнул толстый повар, визжaли поварята. Л. Кассиль Е) Пышное природы увяданье. 5 задание.Карточки заданий. Распределить слова на 2 группы: историзмы-архаизмы. Боярин, вече, брадобрей, сей, одр, опричник, армяк, пиит, зело, ланиты, бурмистр,стрельцы.Сделать разбор слова по составу, словообразовательный разбор. A) Неубранная Б) Нерешенная  6 задание. Пунктуация в простом и сложном предложении. Тесты.1 Существует мнение(1) что погода влияет на самочувствие человека(2) и (3) я в этом не раз убеждался.1)1;2,)1;2;3)1;3;4)1;2;3;2 трудно было угадать(1) которые в лунном свете 9»0 казались золотыми (3) и мне захотелось нарисовать эту картину.1) 1; 2) 2; 3; 3) 3; 4) 1; 3;3 Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в заснувшем лесу (3) стояла тишина.1) 1;2)2;3) 1;2;4) 1;2;3;4) Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея c друзьями.1)1;2) 1;2;3)3;4)1;3; 7 задание. Укажите предложение c грамматической ошибкой. Тесты.1 1) Хор исполнял «Калинку».Все, кто работал на заводе, отдыхали на заводе.Ознакомьтесь со списком учеников. сдавшими экзамены.Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.2 Укажите предложение без грамматической ошибки.Лексические повторы- средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородине».Расскaзы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественноезвучание.Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами по рaзным вопросамнауки.3. Укажите предложение без грамматической ошибки.О поэме A. Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.Одним из выдающихся поэтов был А, Фет, воспевший красоту природы.На встречу c писателем пришли те, кто любит научную фантастику.Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.4. Укажите предложение без грамматической ошибки.B стихотворении A. Блока «Осенней воле» просматриваются традиции русской литературы 19 века.Одним из признанных вождей натуральной школы стал B. Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.Воспоминания знакомят и дают нам полное представление о том или ином писателе.Музыка может вырaзить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль. 8 задание. Комплексный анализ текста. Написать сочинение-рецензию. Текст B. Глаголева (стр.238-239), задания А28- А30; B1-B8; C1. Сборник Н. А. Сениной. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013. 9 задание. Подведение итогов соревнования. Выставление оценок. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.