Презентация к выступлению «Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения».


«Презентация опыта работы, представленная на районном конкурсе «Эстафета педагогического мастерства»Мастер – класс воспитателя Фирстовой В.В.МДОУ ЦРР д\с №15г. Маркс «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок» «Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения». «Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире». Значение художественной литературы Читайте детям! Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). «Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием» (О.В. Чиндилова). Технология продуктивного чтенияСветловская НаталияНиколаевна Чиндилова Ольга Васильевна Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору Этапы работы с текстом I. Работа с текстом до чтения.Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное. Виктор Юзефович Драгунский. «Денискины рассказы» «Он живой и светится…» II. Работа с текстом во время чтения.Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. II. Работа с текстом во время чтения.2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. III. Работа с текстом после чтения.Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение. III. Работа с текстом после чтения.(обсуждение)Педагог ставит вопрос к тексту в целом.Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности.Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.пересказ текста, игра «Правда – неправда»,игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя), обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».«Нарисуй комикс» III. Работа с текстом после чтения.(воспроизведение)Разыгрывание произведения с помощью пальцев,Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.Инсценировка диалога Дениски и Мишки, Дениски и мамы.«Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)Рассказ по схемам, мнемодорожкам, мнемотаблицам.Придумай другой конец произведения.Игра «Хорошо – плохо»Игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя). «Живые картинки» Игра «Живые картинки» Игра «Живые картинки» Ф.Тютчев «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».Нам не дано предугадать,Как наше слово отзовётся.Посеять в душах благодать,Увы, не всякий раз дается.И мы обязаны творить,Презрев все тяготы мирские,Чтоб истин светлых заложитьЗачатки в души молодые,Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться...Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться!