Презентация по биологии для 11 класса на тему Происхождение человека


Урок в 11 классе на тему:«Происхождение человека» Учитель биологии МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской областиКондакова Ирина Анатольевна Цель: на основании основных групп доказательств, показать, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян. Антропология – (от греческих слов «антропос» человек, «логос» – наука) наука о происхождении и эволюции человека.Антропогенез – историческое развитие человека. Доказательства происхождения человека от животных Физиологические Эмбриологические Палеонтологические Биохимические Сравнительно-анатомические Генетические Сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных Сходные этапы зародышевого развития человека и животных Находки останков древних человекоподобных существ Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян Вспомните, Кто является автором Закона зародышевого сходства? Как читается Закон зародышевого сходства? Вспомните, Что такое рудименты? (приведите их примеры у человека)Что такое атавизмы? (приведите примеры) Сравнительно-анатомические доказательства Рудименты – органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся всех особей данного биологического вида Густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида Копчик, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс) Черты сходства человека и современных человекообразных обезьян Черты сходства человека и человекообразных обезьян Анатомические, физиологические и генетические признаки Функционирование нервной системы, психические качества и способности 1.Сходство в строении скелета и внутренних органов.2.Очень похожие зубы.3.Ногти.4.Общие болезни.5.Сходное число хромосом.6.Близкий химический состав крови.7.Сходный аминокислотный состав. 1.Способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев).2.Высокая способность к обучению.3.Хорошая память.4.Способность накапливать жизненный опыт.5. Сложные формы заботы о потомстве. Итоги эволюции человека 1.Возникновение прямохождения.2.Расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях.3.Облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании.4.Освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения.5.Противопоставление большого пальца на руке остальным.6.Изготовление и использование орудий труда.7.Появление второй сигнальной системы (речи).8.Прогрессивное развитие головного мозга.9.Возникновение абстрактного мышления.10.Создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора. Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека Анатомические, физиологические и генетические признаки Функционирование нервной системы, психические качества 1.Уровень развития сознания ниже чем у человека.2.Орудия труда самостоятельно не изготовляют.3.Отсутствует членораздельная речь.4.Мышление конкретное.5.Менее выражена способность накапливать опыт и передавать потомкам.6.Отсутствие целенаправленной трудовой деятельности.7.Большая зависимость от условий среды и естественного отбора. 1.Объём мозга примерно 600 см3 (у человека около 1650 см3).2.Менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий.3.Более длинные передние конечности.4.Кисти рук крюкообразные.5.Хватательный тип стопы.6.Более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями.7.Ярко выраженные надбровные дуги.8.Стопа без свода.9.Таз не такой широкий как у человека.10.Отличие по числу хромосом.11.Биохимический состав не полностью идентичен. Систематическое положение человека Царство – Тип – Класс – Отряд – Семейство – Род – Вид - Царство – ЖивотныеТип – ХордовыеКласс – МлекопитающиеОтряд – ПриматыСемейство – ЛюдиРод – Человек (Homo)Вид - Человек разумный (Homo sapiens) Систематическое положение человека Вопросы:1. На основании каких признаков человека относят к данному царству, типу, классу, отряду, семейству?2. Почему человека выделяют в отдельный вид?3. Докажите, что человек – это биосоциальное существо? Родословная человека Насекомоядные млекопитающие Парапитеки Проплиопитеки Дриопитеки Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонцы, современный человек) Дриопитек Жил примерно 25 млн. лет назад Характерные черты развития: рост около 110 см.; вёл древесный образ жизни; манипулировал предметами; орудия труда отсутствуют. Австралопитек – Australopithecus africanus Впервые появились в Восточной АфрикеЖил примерно 9 млн. лет назад Характерные черты развития: рост 150 - 155 см.; объём черепа - около 600 см3; использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты; характерно прямохождение; челюсти массивные; сильно развитые надбровные дуги; длинные руки, слегка изогнутые кости пальцев рук и ног; совместная охота, стадный образ жизни; часто доедали остатки добычи хищников.Вымерли около 1 млн. лет назад. Australopithecus afarensis- Жил 4-3 млн. лет назад.Останки найдены в пустыни Афар в Эфиопии. Питались растениями. Australopithecus robustusЖил 2,5 -1 млн. лет назад. Рост 180 см., масса 80 кг. Объём мозга около 550 см.3 Питекантроп - обезьяночеловек Жил примерно 1-2 млн. лет назад Характерные черты развития: рост 165 - 170 см.; голова более округлая, объём мозга от 800 -1100 см.3; постоянное прямохождение; владение огнём; формирование речи. Человека умелый (Homo habilis)- Сооружал простые хижины; Изготовлял каменные орудия; Первый представитель рода Homo. Останки обнаружены на о. Ява, Китае, Европе, Восточной Африке Человека прямоходящий (Homo erectus) Характерные черты развития: Впервые появился в Восточной Африке; рост 150 - 180 см.; мaсса – 40 – 70 кг.; объём мозга от 800 -1400 см.3; надглазничный валик, низкий покатый лоб; прямохождение; жил группами, сооружал укрытия или заселял пещеры; занимался охотой, собирательством; поддерживал огонь, использовал его для обогрева жилищ, но добывать не мог; каннибализм. Неандерталец Жил примерно 200 – 500 тыс. лет назадОстанки найдены в долине Неандерталь (Германия) Характерные признаки Биологические: рост 165 – 170 см.; объём мозга 1200 – 1400 см.3; нижние конечности короче, чем у современных людей; бедренная кость сильно изогнута; низкий скошенный лоб; сильно развитые надбровные дуги;зачаточная членораздельная речь. Социальные: жили группами 50-100 особей (первобытнообщинный строй); использовали огонь; изготовляли разные орудия труда; строили очаги и жилища; хоронили погибших собратьев; возникли первые религиозные представления; умелые охотники; шили одежду из шкур; сохранялся каннибализмТупиковая ветвь в эволюции человека. Кроманьонец Жил 30 - 40 тыс. лет назадОстанки найдены во Франции при строительстве в гроте Кро - Маньон Характерные признаки Биологические: рост 170 – 180 см.; объём мозга 1600 см.3; отсутствует сплошной надглазничный валик; плотное телосложение; развитая мускулатура. Социальные: - жил в родовой общине;строил поселения; изготовлял сложные орудия труда из кости и камня; умел шлифовать, сверлить; развитая членораздельная речь; передавал опыт потомкам; жертвовал собой во имя племени, семьи; возникновение искусства; приручение животных; первые шаги земледелия.В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, в Средней Азии. Факторы антропогенеза Биологические Социальные 1. Естественный отбор на фоне борьбы за существование 1. Общественная жизнь 3. Изоляция 2. Дрейф генов 4. Наследственная изменчивость 2. Сознание 3. Речь 4. Трудовая деятельность Вопросы для самоконтроля: Почему современные человекообразные обезьяны в процессе своего исторического развития не превратились в человека?Чем объясняется большое число сходных черт между человеком и человекообразными обезьянами?Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека?В чём заключается преимущество абстрактного мышления перед конкретным?В чём заключается значение сводчатой стопы у человека? Почему этот признак не характерен для обезьян?Почему считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности?Что мешает человекообразным обезьянам эффективно передавать своим потомкам накопленный жизненный опыт?Объясните, почему биологическая эволюция человека в последнее время замедлилась?Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец– животной. Объясните, почему?Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему вы так думаете?