Презентация Роль сюжетно — ролевой игры в социально — личностном развитии дошкольников


Роль сюжетно-ролевой игры в социально – личностном развитии дошкольников. Актуальность Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Задачи: 1) изучение и анализ научно- методической литературы по теме;2) охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника;3) проанализировать роль воспитателя в развитии и обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников. 1. Теоретическое обоснование значения сюжетно- ролевых игр в социально- личностном развитии дошкольников Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средством воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. 2. Значение сюжетно- ролевой игры для социально- личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. По Д. Эльконину, развитие игровой деятельности имеет четыре уровня: Первый уровень развития игры. Центральным содержанием игры является ориентированные на соучастника действия ,с определенными предметами, например действия \"матери\", \"воспитателя\", направленные на детей.Второй уровень развития игры. Основным содержанием игры является действие с предметом, для детей приобретает важность соответствие игрового действия реальной жизни. Они уже называют роли, распределяют функции. Исполнение роли связано с реализацией соответствующих ей идей. Третий уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение роли и действий, обусловленных ею. В ней выделяются связанные с исполнением роли специальные действия, которые передают характер отношений с другими участниками игры.Дети уже опротестовывают нарушения партнером логики действий, в основном этот протест выражают аргументом \"так не бывает\. Четвертый уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к людям, роли которых исполняют другие дети. Все роли уже очерчены и выделены на протяжении всей игры. Ребенок четко придерживается одной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны речь имеет ролевой характер, в ней выделяют роль говорящего, и того, к кому обращаются. 3. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошкольника. Руководство игровой деятельностью является тонким и сложным процессом. Оно требует глубоких знаний теории игровой деятельности, специальных умений, доверия и уважения детей. Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такими профессионально-педагогическими умениями: - наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;- проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;- обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре; - организовать начало игры; побудить к ней детей;- проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;- использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.); - менять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на высокий уровень;- включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение); - предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей;- обсуждать и оценивать игру. Заключение. в дошкольном возрасте игры детей совершенствуются, в этом процессе усложняется и общения с другими детьми, расширяется тематика, обогащаются сюжеты. Чем разнообразнее будут такие игры, тем быстрее ребенок будет развиваться, входить в мир социальных ролей. Список литературы 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 2001. - 402 с.2. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с.3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.-301с.4. Данилина Т.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 289 с.