Презентация: Звуковая культура речи у дошкольников.


Понятие звуковой культуры речи. Особенности ЗКР у детей дошкольного возраста. Задачи работы с детьми младшего и старшего возраста Воспитание звуковой культуры речи формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения воспитание орфоэпически правильной речи формирование выразительности речи выработка дикции 1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух). Младшая группаНа четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата.Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более).Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками:Звук ш – звуками с, ф;Звук ж – звуками з, в;Звук ч – звуками ц, ть;Звук щ – звуками сь, ть.Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль.Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более.Совершенствуется речевой слух ребенка.Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова. Средняя группаУ детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение.Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Старшая группаНа 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух. Подготовительная к школе группаПроизносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. У детей достаточно развит фонематический слух. Младший дошкольный возраст- преодоление общей смягченности произношения;- воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э;- уточнение и закрепление произношения согласных звуков: п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в;- свистящих звуков – с. з, ц;- развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;--подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков. Средний дошкольный возрастВ этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Содержанием обучения является- закрепление произношения гласных и согласных звуков;- отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р);- продолжается работа над дикцией;- продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи. Старший дошкольный возрастВоспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на- совершенствование произношения звуков,- выработку отчетливого произношения слов,- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р. Подготовительная к школе группаОсновное внимание уделяется развитию звукового анализа слов .Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи. Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях: -работа над формированием правильного звукопроизношения - работа над общими речевыми навыками. -игры;-чистоговорки;-стихи;-считалочки;-загадки;-скороговорки. практические- игры; дыхательные упражнения;- образная физкультурная пауза. наглядные показывание картинок;- образец правильного произношения. словесные упражнения с включением речевого материала; рассказы; - образец правильного произношения. Таким образом, в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами, родителями. Спасибо за внимание.