Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы


Тема: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: образовательные программы и УМК;федеральный компонент государственного стандарта;организация учебного процесса;единые требования к учащимися;положительная мотивация к предмету;структура урока. План мероприятий адаптационного периода изучение уровня подготовленности учеников 4- 5х классов через посещение уроков;анализ работ НООсогласование требований оценивания в начальной школе и в среднейсогласование УМК в начальной школе и в среднейспецифика работы в 5 классахпроверка выполнения программы повторения за начальную школу и сопоставление результатов контрольных работ по математике и русскому языку за 4 класс и за 5 класс. Цель : Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся адаптироваться в новой системе отношений. Задачи 1.Сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. 2. Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников.3. Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу.4. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.5. Форма взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период. 6. Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.7. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьнику и учителю лучше понять друг друга.8. Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами начальной и основной школы.9. Актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность учащегося, брать на себя ответственность за успешность своего обучения Для пятиклассников:  помочь адаптироваться к требованиям учителей – предметников; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию – ученика основной школы; помочь детям принять «новых» учителей. Для учителей: Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу.Создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги.Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение. Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;создать атмосферу сотрудничества;договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов Условия установления взаимосвязей последующих и предшествующих звеньев: Единство целей и задач учебно-воспитательной работыОбщность понимания разными учителями показателей всестороннего развития молодого человекаОбщность понимания законов развития, раскрывающие взаимоотношения обучения, воспитания, развитияОбщность понимания учителями психолого-физиологических возрастных особенностей и потенциальных возможностей детейОбщность понимания учителями теории и практики своего предмета, его внутренней логики, основных понятий и их системы, видов и форм упражнений, их последовательности и взаимообусловленности. Просьбы пятиклассников: Дайте время!Поймите меня!Уважайте меня!Помогите мне! Спасибо за внимание!