ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.


ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО Переход в пятый класс - это испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Учителям среднего звена в кратчайшие сроки необходимо изучить класс, не только запомнить имена детей, рассмотреть индивидуальные способности, но и выстроить свою работу в соответствии с подготовленностью класса. Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем в любой средней образовательной школе. 56% 81% 4 «Б» класс 42% 63% 5 «А» класс 33% 53% 5 «Б» класс 72% 89% 4 «А»класс % качества % успеваемости Результаты срезовой контрольной работы в 5 классе Другие учителя отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три». «Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?» Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный результат будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Первая причина снижения успешности.«Мы разные». Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно выдвигают гипотезы, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. «Нарушение традиций» Вторая причина снижения успеваемости. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения. Третья причина снижения успеваемости.«Снижение бдительности родителей». С завистью наблюдаем, как вереницы родителей идут к учителям начальных классов с первого по четвёртый класс включительно. Внимательно прислушиваются к замечаниям учителя. Все четыре года шагают рядом со своим чадом. Нередко с переходом в пятый класс учителя фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Ошибочно полагают, что ребёнку пора давать бесконтрольную самостоятельность. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях. Четвёртая причина снижения успеваемости.«Слабая преемственность между педагогами младшего и среднего звена». Не надо забывать о тех минимумах знаний, которыми ребёнок должен владеть автоматически к концу четвёртого класса. Тяжело знакомить ученика с решением уравнения нового вида, если он путает название компонентов, не знает свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа. Увлекаясь решениями примеров, мы забываем развивать математическую речь. Выражение 2+3 проблематично зачитать, как сумма чисел 2 и 3. Задачи на движение – нелюбимое занятие. Если нужно решать примеры у доски, то «лес» рук, а на предложение решить задачу возникает тишина. . * Учитель математики поставлен в рамки, в которых чаще всего приходится говорить о предметных результатах, а жизненные задачи метапредметны. От цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Хочется отдельно поговорить о личностных УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) и коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …). В среднем звене надо сохранить наработки учителей начальных классов и продолжать работу по формированию личности. Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Может я старею, но почему у нас в школе на перемене такой шум? Сильный шум вредно сказывается на нашем здоровье; под воздействием шума человек быстро устает, у него развивается бессонница, повышается кровяное давление и т. д. Дети кричат везде: в коридорах, в столовой, на линейке, бегут, буквально сбивая с ног. Сталкиваются с учителем, при этом даже не извиняются. Мы привыкли к тому, что столкнувшись с учеником в дверях, уступаем ему дорогу. Может надо провести неделю «тишины» в школе, потому что наши дети не говорят, а кричат. Или нам остаётся признаться, что мы не умеем воспитывать личность. Личностные УУД Личностные УУД Смысло-образование Нравственно-этическое оценивание Самопознание и само-определение Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив-ные действия Целепола-гание Планиро-вание Прогно-зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегу-ляция Познавательные УУД Познава-тельные действия Обще-учебные Логические Постановка и решение проблем Коммуникативные УУД Коммуни-кативные действия Планиро-ваниеучебногосотрудни-чества Постановка вопросов Построениеречевыхвысказы-ваний Лидерство исогласованиедействий спартнером Планируемые результаты (математика) УУД Находить решение, вычислять, измерять, моделироватьРешать практические задачиОказывать и принимать помощь при затрудненияхЭкспериментировать, исследовать, выявлять